Placeholder Photo
/

AkT: Как девушки создают новое культурное пространство в Украине

Почати
/
19 хв на читанння

Культурное пространство AkT на Арт-завод Платформа — необычный для Украины социальный проект, направленный на поддержку и развитие современного украинского искусства. Важный элемент проекта  — участие в выставках и их посещение абсолютно бесплатное. Цель AkTа — создание мощного и прогрессивного арт-комьюнити в Украине.
Если вы еще не успели там побывать, придется ждать следующего лета – финальная выставка в этом сезоне уже завершилась.
Выставочное пространство площадью 3500 кв.м в индустриальном здании — в одном из павильонов бывшего Дарницкого шелкового комбината — само по себе производит впечатление современного арт-объекта.
За три сезона выставок в AkT экспонировались работы более 600 молодых украинских художников на разные тематики: влияние советского прошлого и социальных сетей на человека, детские переживания и страхи, личные дневники, привязанности и зависимости, видение того, что происходит с нами сейчас и ждет завтра. В рамках AkT реализовались совместные проекты с Кореей, Германией и Японией.
Открытие каждой выставки — настоящее событие с live-выступлениями музыкантов, перфомансами, выездной тату-студией, книжной полкой и сотнями гостей.
Как развивается проект с такой философией, сколько сил и времени уходит на подготовку выставочного сезона и как удается в огромном пространстве совершенно бесплатно свести молодых художников и зрителей, рассказывают арт-кураторка AkTa Алиса Якубович и  арт-менеджерки Марина Дьякова и Мария Саврун.

Идея

Алиса: Идея родилась в Лос-Анджелесе — городе взаимодействия всех со всем. Я жила недалеко от Spring Street — улицы, где каждый второй четверг месяца проходил парад искусства. Театры, галереи открывали свои двери для граждан мира.
Латиноамериканка на углу крутила светящийся обруч, вайшнав предлагал ведические знания, выпадающие из левой руки, в перекошенном фургоне можно было купить чьи-то джинсовые шорты. Мне хотелось завернуть эту свободу в подарочную упаковку и привезти в Киев.Алиса Якубович В итоге завернула из KeyNote в PDF. И принесла инвесторам Арт-завод Платформа. Мы утвердили концепт двухдневного события, которое переросло в 100 дней лета.
А AkT —  это (взаимо)действие. Такая авторская расшифровка. Название придумала Ангелина — девушка, которую я до сих пор знаю только по фейсбуку.

Команда

Алиса: Наполнить 3500 квадратных метров  искусством самостоятельно я побоялась. Мотивируя гонораром, привлекла  в напарники “куратора со стажем”, а художников искала через социальные сети. Напарник — по своей базе. В итоге видение у нас оказалось полярным. Часть работ хотелось прикрыть красным одеялом. Пообещала себе не работать с людьми, не близкими по духу, восприятию и по форме, которая вытекает из двух предыдущих аспектов.
Первая выставка — словно пробник с духами. Несмотря на то, что пришло 20 человек и все было мало похоже на спланированное открытие, поняла, что “нужно покупать полную версию”.  В другом флаконе, с другими консультантами. Помню, как в ночь перед открытием мой парень копал лопатой песок на заднем дворе для инсталляции, придуманной в последний момент.Алиса, Марина и Мария в день открытия выставки. Команда АkTa сейчас — строители ковчега. Все делаем вместе и чтобы без дыр, неослабно тасуя задачи разной степени сложности. Два арт-менеджера (они же и гиды) Марина и Мария — пришли в искусство из Верховной Рады и дизайна. Монтажники Коля, Саня, Димон и Андрюша — по моим ощущениям строили Тадж-Махал. Иногда мы проводим на локации по 19 часов. Здесь либо любовь, либо ненависть. Нам удалась любовь. Также руководство и команда Арт-завод Платформа активно включены от первого дня монтажа и до открытия. Иногда даже передвигают даты гостевых фестивалей.
У нас в цеху атмосфера сарказма и творческой аменции. Хаотичность движений и глобальная асимметрия. Каждый из участников чувствует, что самая безумная идея потенциально будет воплощена. Мы приветствуем выход наружу недопонятых версий своих сущностей.
На последней выставке Марина предложила одной из художниц наблюдать за посетителями с высоты — залезть на скульптурный постамент. А Мария — перевесить человеческую кожу из шкафа в невесомость. Принято, сделано. Команда сохраняет выдержку благодаря тому, что не сохраняет ее. И этот метод работает.

Как устроена работа в AkTе

Алиса:  В моей жизни два E — Exhibitions & Expeditions. Все зимнее время я посвящаю путешествиям с проектом Girls in travel — это развивающие поездки для девочек. С йогой, восхождениями на вулканы и кулинарными классами. Лучший отдых для меня — это смена деятельности. Поэтому я не отдыхаю в стандартном видении этого понятия.
Сейчас я в Непале. Вчера улетела первая группа девочек со всего мира, с которыми обколесила всю страну, завтра прилетает вторая, а сегодня — ответы о создании АkTa.Алиса, Марина и Мария на монтаже Параллельно самостоятельно изучаю культурную среду США. Нахожу стажировки, знакомлюсь с кураторами.
Подготовку к сезону в АkTe начинаем с декабря, сидя на солнечных батареях. Тематика, айдентика, даты выставок, создание гугл-форм.
Марина: Проектная работа в AkTе дает возможность в остальное время заняться чем душа пожелает. Когда-то взяла за правило воспринимать жизнь как эксперимент. Работа — не исключение. На «каникулах» после и до AkTа позволяю себе вкусить почти все профессии, которые интересовали с детства. В прошлом году успела поработать графическим дизайнером, узнать изнутри кухню телевидения и исследовать видеоблогинг. Все безумно интересно, но ни капли не жалко бросать начатое ради того, от чего горят глаза, даже когда работаешь сутками. AkT — это проект, который очень близок мне духовно и идейно. Подготовка начинается еще с зимы. Тот самый момент, когда вечером приходишь с работы и полночи работаешь над темами для новой выставки.
Мария: Цьогоріч я з AkTом вперше. Коли я познайомилася із Алісою кілька років тому, її проект тільки починався. Але вже тоді я знала: ця дівчина серйозно взялася змінювати наш культурний простір. І от, восени минулого року, я поверталася із відрядження, за вікном “Інтерсіті” дощило, а я відчайдушно намагалася під’єднатися до wi-fi, щоб підготувати черговий життєво важливий робочий звіт. Інтернет з’явився рівно на одну  хвилину, впродовж якої завантажився лише пост Аліси про те, що вона збирає команду. Скільки часу потрібно, щоб кардинально змінити своє життя? 50 секунд, щоб прочитати пост, 50 секунд, щоб написати комент: «Алісо, коли можна прийти на співбесіду?» Не знаю, чи я людина знаків, але це єдиний випадок, коли я пробачила Укрзалізницю та її кепську якість послуг, адже вони привели мене в мистецтво.Processed with VSCO with e6 preset На той момент я вже кілька років працювала над реформуванням країни разом із однією з найкращих медійних громадських організацій. Нам із дівчатами завжди було весело розповідати учасникам та гостям AkTу про мій бекграунд, адже я займалася питаннями свободи інтернету в Україні, боротьбою із впливом російської пропаганди та реформуванням процесів у Верховній Раді, а тепер перекваліфіковуюсь у прораба.
Я прийшла в AkT, бо відчувала, що із комбінації моїх технічних знань та безмежної креативності дівчат може вийти комбо, яке розірве всі шаблони і зітре всі стереотипи про галереї сучасного мистецтва.

Монтаж выставок

Алиса: Монтаж в АkTe — это создание Земли за семь дней с перестановками в день открытия. Еще сравнила бы монтажные работы с праздником Холи в Индии. Все мокрые, грязные, но счастливые. Дизайн-мышление включено на максимум, и пустой ангар превращается в храм. Мы проводим там всенощные. Начиная  процесс, никогда не знаем точно, какую форму обретет выставка в конечном результате.

АkT — кубик-рубик размером со стадион. И наши монтажники знают, как собрать по цветам все четыре стороны. И часто подшучивают, что принесут свои детские рисунки на выставку. Думаю, я была монтажником в предыдущей жизни.
Марина: Монтаж напоминает День сурка. Зрители видят только результат, не представляя, сколько усилий и эмоций стоит за каждой выставкой. Иногда у нас есть всего три дня, чтобы занять все пространство. Поэтому: будильник, холодный душ, маршрутка на Лесную, монтаж, шпинатный суп, монтаж, маршрутка, сон. И очень много кофе. А еще клей под ногтями. И грязная одежда. У нас даже родилась совсем не смешная шутка, когда на вопрос «Что наденешь на открытие?» отвечаешь «Что-то чистое!».
Но в первую очередь монтаж — это взаимопонимание в команде. Когда уже нет физических сил даже на слова, то с полувзгляда понимаешь, кому нужно позвонить и что сказать. Или, например, по одному смайлу в чате становится ясно, о чем речь и что дальше делать. Мы прозрачны друг с другом, поэтому можем поддержать, подстраховать.

К тому же у нас лучшая во Вселенной команда монтажников. Они знают, что у Алисы глаз-алмаз и миллиметр влево, миллиметр вправо — расстрел, поэтому сразу делают все идеально. Монтажники нас понимают с полуслова, и мне кажется, что они за три года работы с нами уже настолько разбираются в искусстве, что могут смело увольняться и работать арт-критиками.
Мария: Монтаж — це наш окремий тип перформансу, на рівні молодої Абрамович, думаю (сміється). Це гепенінг, на який я би продавала квитки окремо. Коли дано три дівчини, п’ять монтажників, кілька волонтерів і чотири дні, щоб перетворити ангар заводу на мистецький простір із перформансами, діджей-сетами і VR-мистецтвом. Монтаж — це спершу сумувати, що не потрапиш на концерт Franz Ferdinand, бо він припадає на день (і ніч) монтажу. А потім радіти, що вони виступають на Арт-завод Платформа і ти можеш послухати концерт через вікно, поки ви з хлопцями чіпляєте гігантську інсталяцію до стелі.
Молодые украинские художники и тенденции
Алиса: Молодые украинские художники — драгоценные камни до обработки. Не подвергнутые измельчению и промывке. Смелые в своих работах, застенчивы в продвижении. Часто не знают, как работает Pinterest, Telegram, Tumblr.
Мы при поддержке Арт-завод Платформа делаем с артистами прямые эфиры, видеоинтервью, беспрерывные сторис, чтобы вытащить их творчество из спальни в фойе. В эпоху, когда на 3D-принтерах печатают кровеносную систему сосудов, художникам зазорно не иметь хотя бы активную страницу в инстаграме. По поводу тенденций — это время конгломерата!
Марина: Не могу назвать художником того, кто говорит, что он художник, и ничего не делает. Это даже не про трудолюбие, а про любознательность. Это когда Ян Беспалько думает: «Интересно, а что будет, если взять у Димы Красного типографскую краску и домешать ее в гипс?», а потом берет и мешает. Или тот же Дима Красный думает: «А что, если попросить Яна научить меня обращаться со сваркой?», — и в результате делает скульптуру на последнюю выставку. Эксперименты и еще раз эксперименты.
К счастью, этим летом в наших мастерских была создана благоприятная среда, где художники, которые занимаются абсолютно разными видами искусства, могли учить друг друга, делиться опытом, знаниями и даже делать коллаборации. Хочется пожелать им всегда носить с собой своего внутреннего ребенка, которому все очень любопытно. Только так можно познавать новое, становиться лучше и удивлять не только зрителя, но и себя.
Мария: Закони природи працюють у мистецтві так само, як і в житті: якщо ти працьовитий та не опускаєш рук, шанси створити щось унікальне і досягти більшого значно вищі. Багато наших друзів-митців повертаються із навчань та резиденцій за кордоном для того, щоб змінювати наш мистецький простір.  Cучасне мистецтво стає все більш мультидисциплінарним. Бути хорошим живописцем більше недостатньо: потрібно мислити об’ємно, часом поєднувати технології з малюнками аквареллю на папері A4.
Митці в Україні надзвичайно талановиті, але часто їм не вистачає майданчику, де можна ризикнути, вийти за рамки власних уявлень про можливості взаємодії з глядачем. AkT — саме такий простір. Сюди можна принести колажі у файлику про те, як ти провів літо, які перетворяться на масштабну інсталяцію зі скляних гойдалок і піску, що стане магнітом для гостей AkTу.

Любимые работы AkT

Алиса: Люблю работы Жозефин Рааб — художницы из Берлина, исследующей объекты, которые стремительно видоизменяются (например, желатин, лед) в короткий промежуток времени — неделя, две, месяц. Жози  трижды принимала участие в выставках АkTa. Полюбился проект “Быстротечность” с вакуумированными рыбой, цветами, окурками.
Марина: Знаешь, арт-объекты — они как дети. Но, видимо, я буду плохой мамой, потому что у меня все же есть любимая работа. Это картина Константина Терещенко «Все вам, бл*ть, не так».
Мария: Я мушу зізнатися, що найбільше люблю роботи наших резидентів. 12 молодих, талановитих і таких різних — вони дозволили нам прожити створення їхніх робіт разом із ними. Коли ти бачиш, як із каркасу за місяць виростає триметрова сталева акула, як на череп коня нарощуються кристали, як художники вперше створюють інсталяції та скульптури, як діджитал-художники беруть до рук фарби і створюють принти в людський зріст — розумієш, що ти більше не можеш любити просто витвір мистецтва. Ти любиш людей, які за цим стоять, і їхню силу створювати прекрасне.

Международные проекты

Алиса: Мы так активно пропагандировали молодое украинское искусство, что пропаганда долетела до Кореи. Этим летом  в коллаборации с куратором Сонгте Джон мы представили более ста работ 40 фотографов из Южной Кореи. Тематика была Exposure – влияние во всех его проявлениях.
В прошлом сезоне — совместное сотрудничество с художественным центром XTRO в Берлине. Вынесли мозг DHL, но в итоге за час до открытия приняли доставку 40 работ семи артистов из Германии. Этот спецпроект гармонично лег в концепт финальной выставки 2017-го FetishX0.

Мастерские в AkT

Алиса: Основной инвестор АkTa и Арт-завод Платформа Офер Керцнер мог/может свободно позвонить мне в 8 утра и сказать: «Переведи, пожалуйста,  статику в динамику. Пусть люди живут в АkTe. Когда там уже появятся мастерские?»
Поэтому коворкинг для художников – больше его идея, над незаурядностью формы и содержания которой я ломала голову два сезона. Мы не могли прийти к компромиссу, каким будет дом для всех творческих людей. Как отопить помещение на 3500 квадратов киевской зимой, как оплатить транспортировку королевской коллекции Лувра в Уганду.Встреча с резидентами мастерских В итоге сошлись на теории летней резиденции. 11 full glass мастерских в безлимитном доступе с июня по октябрь без платы за аренду. И после открытого набора в АkTe поселились 13 мультидисциплинарных артистов. Мы проводили домашние лекции, воркшопы, ночные сессии. Завтракали/ужинали вместе. Нам наконец удалось вкусить плоды задач трехлетней давности. Идейная община, коммуна mode on!

Что дает AkT?

Алиса: AkT дает  веру и неверие в либерализм в украинской художественной среде. Веру и неверие в десятую симфонию в иной аранжировке. Каждое открытие чудится, что мы немного меняем ход истории.
Марина: Работа в AkT очень хорошо тренирует многозадачность, быструю реакцию на ситуацию и стрессоустойчивость, конечно. Но это далеко не предел. AkT — это сотни интересных знакомств. Я отвечаю за коммуникацию с художниками и каждый раз окунаюсь в абсолютно другой мир, смотрю другими глазами, понимаю иначе. Также это вдохновение. Невозможно находиться среди такого количества арт-объектов и продолжать мыслить стандартно.
Мария: Коли ти працюєш із реформами і багаторічними проектами, інколи втрачаєш відчуття того, який результат має твоя щоденна робота. Із АkТом все інакше. Разом ми прибили кожен цвяшок та недоспали кожну годину заради спільного бачення. Можна багато розповідати про те, що дав АkТ кожному із нас. Але головне — АkТ дав розуміння, що немає нічого недосяжного, поки ти віриш у свою справу, поруч із тобою однодумці і ти готовий відстоювати ідею попри всі перепони. Результат є: ти бачиш його у захопленні й усмішках митців та гостей.