Владелица диджитал-агентства Kiwi agency Виктория Харахаш переехала жить в Шанхай и теперь управляет компанией удаленно. Виктория рассказала, насколько сложно организовывать работу агентства в таком режиме, чем примечательна жизнь в Китае, а также каковы особенности местного диджитал-рынка.
Последние шесть лет я занимаюсь интернет-маркетингом, конкретнее – продвижением в социальных сетях. Три года назад создала Kiwi agency и практически все свое время я вкладываю в этот проект.
До переезда преподавала SMM в нескольких школах, иногда организовывала мастер-классы, читала вебинары (чего мне сейчас не хватает), но в планах возобновить мастер-классы уже в Шанхае.
Меня всегда тянуло на Запад, а мужа на Восток. Я хотела бы какое-то время пожить где-то в Нью-Йорке, Лондоне или, может, возле моря в Италии, Испании, как вариант, в Австралии. Но мужу предложили работу в Шанхае, поэтому победил он. Так мы оказались в далеком и непривычном для меня Китае.
О переезде
Самое сложное было – сказать о переезде своим сотрудникам. Не знала, как они отреагируют, боялась, что испугаются и сразу уволятся (что многие и сделали). Изменения – это всегда трудно и страшно, но все, что ни делается – к лучшему.
Переход на удаленное управление дался нелегко. Зато теперь я не боюсь менять страны, уходить в декреты, руководить проектами дистанционно, проводить встречи и собеседования по скайпу/вайберу.
Квартиру мы сдали очень быстро, машину оставили родителям, часть вещей забрали с собой. Как делала визу, уже помню смутно: у меня «виза жены», а у мужа – «рабочая», потому все было просто.
Вообще не представляла, как и что я буду делать в Шанхае, где буду покупать еду, как общаться с местными жителями без знания языка. Прошел год, китайский я по-прежнему не знаю, десять простых фраз в повседневной жизни хватает, а остальные вопросы решает муж. В каком-то плане мне стало намного легче: точно как муж ничего не знал об оплате коммунальных, интернета и прочих платежей в Украине, так я ничего не знаю и не занимаюсь этим в Китае. Как и о доставке продуктов, еды, воды, вызове такси. Теперь все эти заботы на нем.
О жизни в Китае
Больше всего меня поразило количество людей, небоскребы и проблема загрязнения воздуха. Я раньше не задумывалась, что такое смог и что существуют очистители воздуха, маски и программы для телефона, которые показывают уровень загрязнения (мы их здесь чаще проверяем, чем приложение «Погода»).
Меня часто поражает шаблонность мышления – если нужно выйти за рамки, сделать что-то не по инструкции, многие китайцы впадают в ступор, как компьютер, которому требуется перезагрузка, чтобы заново решить вопрос.
Удивляет терпимость к бытовой несправедливости (такое впечатление, что только меня раздражают машины, которые не пропускают пешеходов на переходе или едут на красный свет).
О расписании
Благодаря разнице во времени я просыпаюсь в 10 часов, спокойно завтракаю (чего я никогда не делала ранее, так как совершенно не было времени) и начинаю работать в 11. Я высыпаюсь и мне кажется, стала чувствовать себя лучше и, соответственно, выглядеть.
До 15:00 я отвечаю на письма, планирую день, ставлю задачи менеджерам, проверяю проекты, занимаюсь английским.
В Шанхае три часа дня, а в Киеве девять утра, команда начинает собираться в офисе. Открывая утром почту и скайп, сотрудники обычно находят в ней уже кучу писем, задач и вопросов от меня. Периодически проводим скайп-колы, как персональные, так и коллективные, но больше чатимся в скайпе. У меня есть заместитель, потому основной удар электронных заданий принимает она.
Работаю обычно до 21:00, а иногда и до 23:00, когда есть срочные вопросы, которые лучше не откладывать на утро. Единственный, кого не очень устраивает мой график – муж. Стараюсь отключать скайп и не работать после девяти вечера.
Когда хочется сменить обстановку, езжу работать в коворкинг, где есть возможность познакомится с новыми людьми. Не меньше раза в месяц посещаю профильный ивент.
В Шанхае я научилась не спешить, и это прекрасно. Вот бы еще научиться меньше работать и больше гулять, уделять время себе. В Киеве постоянно куда-то бежала, опаздывала, вечные встречи, ивенты, дела, а здесь 90% задач можно решить, не выходя из дома.
Об удаленном управлении
Мне было гораздо сложнее, чем команде, при переходе на удаленное управление. Катастрофически не хватало присутствия в офисе, чтобы видеть и чувствовать настрой и атмосферу. Раньше многих проблем и конфликтов удавалось избежать, так как легко было определить, кто из сотрудников настроен скоро уйти или недоволен чем-то. Теперь мы чаще общаемся по переписке, а прочитать написанное можно с любой интонацией, которую ты себе придумал.
Но все же в интернет-маркетинге вполне можно ставить задачи, контролировать процесс и проводить встречи онлайн, главное, чтобы в офисе был один ответственный помощник, который при необходимости приедет на встречу с новым клиентом с ноутбуком для проведения скайп-переговоров, заберет оплату, решит вопросы с арендой, коммунальными и вызовет специалиста, если что-то сломается в офисе – сотрудники не должны ощущать перемен в условиях работы.
Для меня важно общаться с командой и хочется, чтобы между ними были дружеские отношения, потому я редко работаю с фрилансерами, всех ключевых специалистов стараюсь брать в штат.
О китайском диджитал-рынке
В Китае заблокированы Google, Facebook и Instagram – этим практически все сказано. Инстаграмом и фейсбуком пользуется очень мало людей. В основном это те, кто учился за границей или часто путешествует.
Поскольку доступа к привычным нам западным социальным сетям у среднестатистического китайца нет, то вакуум заполнили китайские заменители. В чем-то они скопировали функции западных платформ, в чем-то выбрали свой путь. Распространение информации в Поднебесной – это монополия государства, поэтому группы и сообщества ограничиваются в количестве подписчиков, официальные аккаунты находятся под жесткой модерацией, а их создание – это преодоление «кругов ада» в виде обязательной привязки к китайскому паспорту, отсутствие английского интерфейса и так далее.
Все это сформировало следующие отличия китайского диджитала от украинского:
1. Оторванность от глобального информационного пространства, поскольку нет связи с остальными странами через интернациональные социальные медиа.
2. Узость инструментария для продвижения в социальных сетях (ограничение в распространении информации). Например, в самой популярной платформе WeChat пользователи не видят комментарии, посты, лайки тех, кого нет в списке контактов.
3. Высокая стоимость рекламы (в том числе и завышенные гонорары KOL – лидерам мнений).
4. Очень тесная взаимосвязь с офлайном (через QR-коды, которые в Китае пользуются большой популярностью).
5. Огромное количество спама. Мелкий бизнес использует методы пятилетней давности, популярные когда-то во ВКонтакте – добавление в группы, рассылка спама по группам, добавление в друзья к посторонним, спам в личку.
Отдельная история – контекстная реклама в поисковых системах. Проблема даже не в том, что она безумно дорогая, а в том, что китайский пользователь часто не использует поисковые системы для поиска услуг и товаров. Для этого есть отдельные площадки-конгломераты – Таобао (товары), Eleme (заказ еды), Lvmama (билеты на концерты и т.д.), Dazhong Dianpin (услуги и рейтинги всего), C-trip (бронь билетов, отелей). Поэтому диджитал-специалист сталкивается здесь с размещением рекламы на разрозненных платформах, и нет общего решения, как, например, реклама в Google.
О работе
Если бы я была руководителем, а не владельцем, я бы давно уволилась и устроилась здесь в диджитал-агентство. Управлять удаленно оказалось более нервно и энергозатратно, чем я предполагала. Средняя зарплата диджитал-специалиста в Шанхае – 30-50 тысяч грн и больше. Но и уровень цен выше: аренда однокомнатной квартиры – от 18 тыс. грн. Со свободным английским, целеустремленностью, знаниями в своей сфере можно найти хорошую работу и без китайского. Многие компании предпочитают трудоустраивать иностранцев как показатель престижности. Сейчас я очень стараюсь обзавестись связями и найти клиентов для Kiwi agency здесь.
Было невозможно общаться с людьми без языка, потому я активно весь год учила английский (с китайским у нас трудные отношения, возможно, в будущем попробую еще – в третий и последний раз…).