Наталья Васильева рассказывает, как бесплатно поступила в один из престижных университетов по программе Chevening и переехала жить в Глазго.
Начнем с самого начала: я не карьерист. Но жизнь заставляет работать. У меня достаточно немалый опыт, работала в основном в международных компаниях, поэтому четко понимала, зачем мне нужно еще одно высшее образование: для улучшения своих позиций на рынке труда. Моя сфера достаточно специфична, и в целом первого диплома одного из лучших вузов Украины и моего опыта хватало, но для того, чтобы стать высококвалифицированным профессионалом, мне необходимо было образование в сфере энергетики.
Chevening
После Киево-Могилянской академии с высокими западными принципами обучения мне сложно было найти что-то интересное в украинских ВУЗах. В интернете случайно увидела объявление о конференции по моей сфере, и там было упоминание об уникальной, по-моему мнению, магистерской программе в Британии. «У нас такого нет…», – вздохнула я и без особой надежды полистала страницы сайта университета. Там же, где-то в необъятном количестве информации, нашла упоминание о стипендиальной программе Chevening от правительства Великобритании, предоставляющей гранты на обучение в британских ВУЗах.
Среди аппликантов выбирают тех, у кого есть опыт работы, хотя бы одно высшее образование, соответствующее знание английского языка и лидерские качества. Тех, кто отлично понимает, зачем еще одно образование, как оно повлияет на карьеру и чем поможет стране. В 2015 году во всем мире около 2000 человек получили доступ к британскому образованию по этой программе.
Я поняла, что программа включает Украину, и решила подаваться. В 2013 году не успевала, поэтому не спеша готовилась к следующему году: сдала IELTS (тест на знание академического английского языка, который показывал, что я более чем в состоянии понимать и общаться с англоязычными преподавателями и студентами), подготовила университетские документы, а потом вспомнила о стипендиальной программе за пару месяцев до подачи. Выбрала три магистерские программы, которые меня интересовали, заполнила аппликационную форму и начала ждать. Ждала. Потом еще ждала. Не то, чтобы я не жила все это время и думала только о программе: я работала, меняла работы и очень даже получала удовольствие от своей жизни. Но ведь этот мелкий мозгоед все равно грыз мозг: «Ну что, прошла или нет?»
В конце концов я прошла первый этап, затем этап собеседования и была извещена, что признана финалистом и осенью 2015 года еду учиться в Strathclyde University, что в Шотландии.
Подготовка
С мыслью «Это победа!» я начала готовиться к отъезду через три месяца. Точнее, не себя готовить, а свою собаку. Я никогда не искала легких путей, поэтому вариант «оставить собаку на год в Украине» даже не рассматривался. С Дакки мы поехали к ветеринарам за самой первой справкой, необходимой за три месяца до отъезда. Затем мы еще кучу всяких справок приготовили, потому как у Великобритании очень жесткие условия по ввозу животных: собака должна прилететь с пачкой документов, в боксе (а у меня не совсем кроха – родезийский риджбек, для которого нужен бокс размером чуть меньше спального места в наших поездах), этот бокс может влезть только в определенные типы самолетов, только аккредитованная авиакомпания может его привезти в Соединенное Королевство… Ну, в общем, понятны сложности, да?
Мне нужно было разобраться с проживанием в Глазго. И это на расстоянии 1666 миль. Посмотреть дом или квартиру я не могу. Показать себя и свою адекватность хозяевам жилища тоже не могу. Адекватность собаки тем более. Из-за собаки не могу поселиться в общежитии университета. Поэтому одна надежда была на интернет.
Непросто найти толковые сайты с жильем, если ты не местный. Еще сложнее найти нормальное жилье, ни разу не побывав в этом городе. Моя стратегия свелась к следующему: я спрашивала у всех о толковых сайтах аренды жилья и, наконец, нашла один местный ресурс, принесший результаты. Города я не знала, потому по Google Maps смотрела, сколько времени понадобится на дорогу до университета.
Мне отказывали огромное количество раз даже те, кто был согласен на проживание с животным. В конце концов, везение побаловало меня, и я нашла руммейта – девушку, которая сдавала комнату в своем доме и была абсолютно рада моей некрошечной четырехлапой подружке. После этой эпопеи приготовления и сборы были просто мелочью: получить визу, собрать два чемодана, не забыть себя и паспорт и явиться в аэропорт.
Переезд
Мне несказанно повезло с моей руммейт. Она приехала за мной в аэропорт, привезла домой, накормила и дала базовые советы по всяким приборам и правилам в доме. Утром мне нужно было выбраться в город, увидеть, где университет, и понять, сколько нужно времени на дорогу. Местной сим-карты у меня нет, интернета на телефоне тоже нет. Есть только распечатка Google Maps в руках с указанием адреса университета. Еще у меня были фунты, которые я привезла с собой.
Я не ожидала, что хорошо буду понимать бытовой английский. Он отличается от языка отчетов, переговоров и круглых столов. Шутки о шотландском говоре я слышала еще в Украине. Но все равно не была готова к реальности. Когда зашла в автобус и спросила: «Это ведь тот автобус? Я доеду до университета Стратклайда?», мне ответили. Вот только что ответили, я не поняла. Поняла, что надо заплатить два фунта, но почему у меня отказывались взять 20 фунтов и дать сдачу, я не поняла. А вдруг контролер зайдет, а я без билета? Из-за моей «потерянности» отправили ехать бесплатно. Села, но очень переживала, что водитель забудет обо мне и остановке у университета Стратклайда, поэтому стала в проходе, недалеко от кабинки, чтобы он иногда меня видел и вспоминал. Казалось, поездка длится вечность и, скорее всего, мы находимся на полпути в Лондон. Когда пожилой шотландец из-за спины что-то сказал, я не поняла вообще ничего. Ничего – это значит ничего. Ни единого слова. На мое едва ли не плачущее: «I am sorry, I don’t understand you» он продолжал что-то недовольно вещать. Он меня прекрасно понимал. Но вот говорить внятно все равно отказывался.
К вечеру, все еще обдумывая эту ситуацию, я наконец поняла: он добивался, чтобы я ушла из прохода автобуса, потому что там люди либо выходят, либо заходят, но просто так не стоят. В тот день и все последующие до университета я добралась успешно, но еще недели две мне казалось, что 20-минутная поездка домой длится приблизительно вечность, так я боялась пропустить свою остановку.
Шотландский вариант английского я бы сравнила с нашим закарпатским украинским. Вроде бы один и тот же язык, а непонятно. Даже англичане не могут справиться с шотландским говором. Чего уж мне стыдиться?
Через полторы недели в Лондон прилетела моя собака. Это абсолютно отдельное приключение, о котором я могу рассказывать в течение часа. Оно включало мою поездку в Лондон; встречу моей рыжей подружайки; такси «пять минут – двадцать фунтов – не знаю, где находится терминал для животных»; часовая поездка в лондонском метро до центра с подругой, ее рюкзаком, ошалелой от впечатлений собакой и тем самым адским боксом размером с ванную (благо дело, ванная была на колесах). Я очень рада, что по городу мы передвигались поздно ночью и рано утром, поэтому людей было мало и поэтому на YouTube не появилось видео «Girls and a dog pull a bath on wheels in London». Хотя, может быть, и появилось.
Чопорность и вежливость лондонцев мне была на руку: ни одного косого взгляда или слова, что было очень важно для меня в той ситуации. Я очень оценила то, что занималась с собакой, и несмотря на немыслимое количество людей, машин, вещей, поездов и всего вокруг, она вела себя очень вменяемо. Ну и, конечно, подруга – ее помощь и поддержка сыграли неоценимую роль: от того, что она толкала перед собой ванную, до того, что мы смеялись над ситуацией и шли дальше. Нас чуть не высадили из поезда, потому что я не забронировала место для нашей «ванной» (хотя опции такой не было при покупке билетов, и буквально накануне сотрудник этой же компании обещал мне, что все будет нормально и боксу найдется место в поезде).
Учеба
Где-то первый месяц у меня ушел на обживание, привыкание, выяснение, что, когда и где подешевле можно купить. Где гулять с собакой. Какую sim-карту выбрать. В каком банке открыть счет. Где какие здания находятся в огромном университете (честно, я до сих пор всех не знаю). После четырех часов лекций в день я была выжата как лимон. Я понимала английский, но длительная концентрация забирала все мои силы. Совсем новая для меня система оценивания тоже требовала внимания: из 100 баллов реальный максимум, который ты можешь получить – это 80. Но многие преподаватели жалеют поставить балл повыше, и это демотивирует. Особенно, если у тебя синдром отличницы и в первом университете в дипломе оценки от 90 и выше.
Только через месяц–полтора почувствовала себя комфортно, чтобы попробовать что-то новое и расширить установленные мной же рамки. Открыла для себя мир студенческих организаций, их мероприятий и тусовок. Шотландский и международный варианты английского стали более привычными. Окружение настолько разнообразное, что я заново изучила географию и добавила новые факты о странах в свои знания. Поскольку я решила не тратить время зря, то успела и потанцевать с прекрасными шотландскими парнями в килтах (никогда не думала, что мужчина в килте выглядит настолько мужественно), и побывать на рождественском ужине с хлопушками с сюрпризами внутри, и на Лунном бале.
Здесь учатся студенты с невероятным опытом: многие работают, подрабатывают или участвуют в волонтерской деятельности. У них активные взгляды и позиции, они не жалуются, а действуют. Учат вежливому, терпеливому и результативному взаимодействию. Их целеустремленность меня поражала: в 24 года молодой человек знает, что и как он будет делать; какую ипотеку брать, на каких условиях и когда он ее выплатит; знает, какая работа ему нужна и что нужно делать, чтобы двигаться дальше. В свои 24 года я, вчерашний студент, была намного более растерянной. Какая ипотека?! В нашей стране это вообще неприличное слово. Особенно для вчерашнего студента.
Сегодня
Я до сих пор до конца не могу осознать все, что происходит со мной. За это время я научилась намного лучше понимать глазговчанский говор (потому что именно здесь шотландский говор самый сложный) и не уставать из-за концентрации на общении на иностранном языке 16 часов в сутки, разобралась с бытовыми вопросами. Не все легко и радужно. Одна из больших проблем для меня здесь – это врачи и ветеринары. По любому вопросу нужно обращаться к ним. Медицина здесь бесплатная, и даже приходишь по записи, не сидя в пресловутых очередях. Проблема в том, что порой запись надо ждать неделю, а то и больше. Мне не приходилось обращаться с серьезными вопросами, но не могу сказать, что я бы спокойно доверила себя здешним врачам. Ветеринария здесь совсем не бесплатная и никакая страховка не поможет. Цены на ветеринарные услуги очень высокие и даже банальное средство от паразитов для собак нужно заказывать через ветеринарную клинику. Знала бы – взяла бы с собой. Но, «знал бы прикуп, жил бы в Сочи».
За год порядком изменился круг общения. Мы разошлись с парнем, с которым жили пару месяцев до моего отъезда. Давние и не очень давние друзья отдалились, потому что у них своя привычная жизнь и им сложно понять, как это непросто начинать все с нуля. Это абсолютно естественный процесс. У меня поменялись проблемы и проще их обсуждать с теми, кто с ними же сталкивался или решал. Много новых знаний и навыков. Меняется восприятие вещей. И я абсолютно не знаю, чего ожидать по возвращению в Украину – от личного общения до продолжения профессионального развития, – потому что теперь я соткана из двух миров, которые смотрят на мир разными глазами.