Украинское женское кино. Марина Дымшиц: Заранее провальное дело – работать над темами, которые тебе не близки

від | 21.12.2018 | Дівчина говорить

Час читання: ( Кількість слів: )

В этом году на экраны вышло много украинских фильмов — смешных, трогательных и серьезных. Поэтому вместе с Ukrainian Film School знакомимся с украинским режиссерками, чтобы узнать, с чем они сейчас работают, как это — снимать женское кино, есть ли сексизм в индустрии и каких фильмов не хватает в Украине? Марина Дымшиц – киноведка и режиссерка, выпускница HFBK University of Fine Arts Hamburg, преподавательница в HFBK University of Fine Arts Hamburg и Volkshochschule Hamburg, кураторка курса «Режиссура монтажа» в школе коротких курсов Short при Ukrainian Film School.

Начало карьеры

Путь был долгим: 10 лет назад, еще в Харькове, работа моя началась через режиссуру монтажа.

В Германии есть государственные высшие учебные заведения и частные. Поступить в частное легко – плати 600 евро минимум в месяц, да и учись. Берут всех. Но в Германии такие киношколы не отличаются особым авторитетом. Оборудованы они шикарно, но уровень преподавания оставляет желать лучшего.
Знаю по историям знакомых, которые в подобных школах учились, и по собственному опыту. Пару лет назад меня пригласили в одну частную школу поработать доцентом. Я была студенткой третьего курса по режиссуре, но уже имела много практического и трудового опыта в монтаже. Поэтому и полагала, что приглашали меня преподавать именно монтаж. Каково было мое удивление, что мне были готовы платить 25 евро в час, чтобы я преподавала цветокоррекцию в Da Vinci Resolve, в которой разбиралась на любительском уровне, что их устраивало. Я отказалась из принципиальных соображений. Думаю, понятно, почему я не пошла учиться в частную школу, помимо финансовой стороны вопроса.

Украинское женское кино. Марина Дымшиц: Заранее провальное дело - работать над темами, которые тебе не близки
В Германии пять государственных киношкол, которые считаются лучшими. Поступить туда трудно. Берут в год от шести до 12 студентов, желающих поступить – 400-600. Так что у меня на это ушло три года.
Все это время коллекционировала отказы, пока в один прекрасный день не пришло письмо о зачислении. Наверное, взяла их измором. В государственные школы не берут тех, у кого нет теоретических и практических знаний и навыков. Всегда смотрят на потенциал человека и на то, есть ли ему что рассказать миру через свои работы. Три года, пока пыталась поступить, время попусту не тратила и подрабатывала практикантом на разных кинопродакшенах, учась, занимая технику и тренируясь, снимая свои работы. Забавно, что и на практику без опыта не хотели брать. Для этого я ходила заниматься актерским мастерством в молодежный театр, снимая и монтируя для них трейлеры и разные видео. 
Работа режиссером, о мои боги, как это сладко звучит, у меня только начинается со следующего года – пригласили поработать над серией документальных фильмов.

Я закончила учебу летом этого года. До этого момента работала на фрилансе как режиссер, продюсер, монтажер. Как правило, меня берут в комплекте, такой себе бич-пакет. Это были музыкальные клипы, трейлеры, короткометражки, имидж-фильмы, реклама.

Украинское женское кино. Марина Дымшиц: Заранее провальное дело - работать над темами, которые тебе не близки
Готова делиться всем, что сама знаю, и хочется помогать развивать киноиндустрию в Украине.  Если бы она была на должном уровне хотя бы 10 лет назад, я бы не уехала в Германию. Если хотите, называйте это патриотизмом, любовью к отчизне или еще как-нибудь. Где угодно в мире вы – чужой человек, и это навсегда, неважно, сколько у вас там приятелей, говорите ли вы без акцента и хорошо ли вы при этом зарабатываете. А здесь, в Украине, вызывают умиление даже люди на улице, которые делают вам неадекватные замечания, лишь бы только побубнеть.

Работа над фильмом

Я сама пишу сценарии. Изначально мое увлечение литературой переросло в попытки писать собственные рассказы. Попытки были успешны на литературных вечерах, квартирниках в Харькове. Появилось желание эти истории снимать. Считаю, что это заранее провальное дело – работать над темами, которые не близки именно тебе. Важно разбираться в той или иной области, чтобы история была максимально правдоподобной и захватывающей. Ведь сколько есть бездарных работ с отлично отработанной технической стороной. На мой взгляд, даже самая простая история может быть максимально цепляющей, если режиссер знает, о чем говорит, и у него достаточно опыта, чтобы говорить со зрителем грамотно.

Украинское женское кино. Марина Дымшиц: Заранее провальное дело - работать над темами, которые тебе не близкиИтак, первый этап работы над фильмом – написание сценария. На этом этапе важен поиск того самого зерна, послания, которое хотите сказать людям через фильм. Важно найти такое зернышко в самой простой истории, которое не мусолили до вас уже десять тысяч раз. И важно не только, что вы хотите сказать, важно решить для себя, как хотите эти истории рассказать. Потому что в этом и есть вся суть кинематографа. Второй этап – классический пре-продакшн. Поиск команды, средств, локаций, актеров и так далее. Третий – рисовка, раскадровки и планировка с оператором. Тут уже начинается бесчисленное количество разговоров о том, как какой кадр должен быть снят, почему, с каким эффектом, как его достичь, какой нужен свет, какая техника.
Украинское женское кино. Марина Дымшиц: Заранее провальное дело - работать над темами, которые тебе не близки
Потом – репетиции с актерами, планировки с командой, написание диспозиции. Все таблицы и планы, кто во сколько на какой локации должен быть и что должен с собой иметь, номера телефонов, имейлы и куча другой бумажной и важной волокиты. 
Дальше – съемки с 6 утра до 12 ночи недели напролет. Конечно, времени планируется изначально намного меньше, но чем больше работаешь в этой отрасли, тем больше понимаешь, что косяки неизбежны и на их решение всегда уходит время. Чем профессиональнее команда, тем быстрее и качественнее эти косяки исправляются и тем больше у всех времени на сон. Тем не менее это любимый этап работы над фильмом подавляющего большинства команды. Заканчивается все тусовкой с командой после завершения последнего съемочного дня, да-да, есть что праздновать, даже если силы кончились.
Потом – монтаж. Работа с компонистами, с цветокором. Споры с продюсерами: «У нас горят дедлайны, и, кстати, зачем тебе этот кадр? Зритель не поймет, убираем», а вы: «Да ты что! Это же так важно. Это несет в себе высокий драматургический смысл, и вообще, я режиссер, я так вижу».
Предпоследний этап – работа продюсерская. Фильм еще не до конца готов, а уже надо думать, на какой фестиваль его отправить, где его прорекламировать, где его продать. И финал – премьера. Приходят все друзья, все члены команды, все стали друг другу родными, все радуемся и гордимся результатом.
Украинское женское кино. Марина Дымшиц: Заранее провальное дело - работать над темами, которые тебе не близки
Если говорить о выборе актеров для фильма, все зависит от персонажа. Я работала как с профессиональными актерами, так и с любителями. Иногда важна именно подходящая внешность. Если роль сама по себе несложная и лучше даже без текста, то можно пойти в ущерб времени, а время в кино – это действительно деньги. Предпочитаю работать с агентствами по кастингу и, просматривая анкеты актеров и шоурилы, находить кого-то, кто может подойти, и приглашать их на кастинг. Мне очень важно, чтобы актеры понимали персонажа и могли себя с ним идентифицировать. Неважно, выучат ли они текст слово в слово, главное, чтобы их игра была чертовски убедительна, как будто они не роль играют, а словно они такие и есть на самом деле.

Сейчас мы на финишной прямой документального фильма о сталкерах Чернобыля (молодой субкультуры), которые нелегально проникают в зону отчуждения. Фильмов о Чернобыле не меньше, чем комаров в лесу после дождя. Но в нашем «Лед Чернобыля» зона – всего лишь фон, на котором разворачиваются события. Фильм отвечает на вопрос, почему, несмотря на опасность, риски и откровенные страдания, сталкеры не могут перестать туда возвращаться.


Сексизм в индустрии

Когда мне отказали в Германии во второй раз, поступила на актерско-режиссерский в Москве. Кажется, это был 2011 год. Я собрала чемоданы и с полным надеждами сердцем поехала ее покорять. Но пробыла там ровно сутки и вернулась обратно. Выяснилось, что декан в девушках не видит режиссеров, а только актрис. 
В Германии сексизм максимально завуалирован. Но все-таки один пример могу привести. Есть в фейсбуке группа «Фильммейкеры Германии». Там обычно постят какие-то вопросы о технике или камерах. Редко кто-то показывает свои работы. Но как-то один молодой человек, на мой взгляд, не очень корректно спросил, мол, а почему девушки не активничают в этой группе, а только парни? Давайте МЫ, ПАРНИ, отметим в комментариях наших знакомых девушек из этой отрасли. Мне не посчастливилось оказаться первой отмеченной девушкой. Моих негодований они не сразу поняли, мол, чего ты сердишься, тебя же вообще первой отметили, гордись, мол. Пришлось объяснять, что не хочу, чтобы меня кому-то рекомендовали только потому, что я девушка. Пусть лучше рекомендуют меня, потому что им нравятся мои работы.

Женская тема в кино

В документальном фильме «Лед Чернобыля» есть небольшой намек на эту тему. Как режиссер фильма и персонаж одновременно, я проделала такой нелегкий и нелегальный путь через ЧЗО, несмотря на то, что для многих мужчин это и страшно, и больно, и сложно, и опасно, и мало какие они отговорки еще могут находить, чтобы этого не делать. Знакомые девушки, которые уже видели этот фильм, сказали, что это заметная тема, хотя не откровенно показанная. 
Тема женщин на самом деле меня не очень интересует. Каждый сам вершит свою судьбу. Если человек сильный, то он сможет все – неважно, ущемляют ли его из-за пола или из-за конкуренции, да и мало ли из-за чего еще. Несправедливость может быть везде и повсюду. Такова человеческая природа. Но сильные не выпрашивают свои права, не пытаются о них заявить. Они просто ими пользуются, не спрашивая разрешения.

Да, в глобальном смысле, жутко родиться где-нибудь в арабской стране, это уже экстремальные примеры. Да, с историей знакома, знаю, что были времена, когда женщины не могли ходить в школу и учиться, голосовать, им можно было только дома сидеть да детей выращивать. Вот если бы я родилась при таких условиях, тогда, пожалуй, я бы и работала над этой темой. Но при моих жизненных обстоятельствах все же отдаю предпочтения другим.
Українське жіноче кіно. Віра Яковенко про «витончений сексизм» та фільми, яких не вистачає в країні
Украинское женское кино. Виктория Трофименко: Режиссер — человек без пола
Ukrainian Film School — первая украинская киношкола на базе крупнейшей в Восточной Европе киностудии FILM.UA. Ежегодно школа выпускает более 100 студентов актерского, сценарного, режиссерского, операторского и продюсерского курсов. Преподаватели школы — практики и профессионалы индустрии. После учебы выпускники продолжают тесно сотрудничать с киностудией FILM.UA, открывают собственные продакшены, создают украинский продукт и работают с зарубежными брендами и компаниями.
Также частью Ukrainian Film School являются детская киношкола Cinema Kids, театральная платформа Masterskaya и школа коротких курсов Short.
 

Читайте нас в Telegram-каналі, у Facebook та Instagram

Читайте також

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

Лекторка, консультантка з комунікацій, контенту та креативу, комунікаційниця, авторка статей, співзасновниця PR Army та лідерка проєкту «Where Are Our People?», керівниця з комунікацій в «Ukraїner» — протитрувати Анастасію...

It’s a Match? Як не натрапити на аферистів у мережі 

It’s a Match? Як не натрапити на аферистів у мережі 

Заводити знайомства у мережі — звична річ для нашого часу. Романтичні історії про знайомства онлайн, які закінчилися якщо не казковим «жили вони довго та щасливо», то приємними емоціями від зустрічей, межують в інтернеті з...

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

Лекторка, консультантка з комунікацій, контенту та креативу, комунікаційниця, авторка статей, співзасновниця PR Army та...