У большинства съемок, на которые мчится Татьяна Клименко, нет ни точной даты, ни точного времени – все начинается с сообщения “Я рожаю” или телефонного звонка. Татьяна снимает роды, создает проект “Вселенная. День первый” и хочет развить культуру пренатальной фотографии у нас в стране.
«Фотосессия родов? Вы с ума сошли», «Это грязный, абсолютно не фотогеничный процесс», «Я буду вся такая уставшая, измученная болью», «Без макияжа и не в платье», «И в таком виде фотографироваться?» – такая реакция у большинства женщин на съемку родов. Я говорю это с сожалением, потому что мы еще не готовы принимать себя и свою жизнь такой, как есть. Мы гонимся за внешними признаками «успешной жизни», за атрибутикой, а теряем главное: себя и самое прекрасное в нас – то, что внутри.
Я хотела снимать жизнь в ярких, насыщенных эмоциях, в ее «настоящести», где герои не обращают внимания на камеру и не думают о том, как они смотрятся в объективе. Без постановок и фальши. И я это нашла. Чистые, искренние, трогательные эмоции – то, что сейчас редко встречается и потому так ценно.
Первые клиенты откликнулись на мой анонс-пост в соцсетях, когда я только хотела попробовать себя в этом направлении. А следующие уже пришли от знакомых или через репосты моих съемок подписчиками. Волшебство сближает, а сарафанное радио рулит.
Во время первых съемок я безумно переживала. Боролась с волнением, синхронно и «правильно» дышала, а с рождением ребенка разрыдалась. Когда видишь, как тяжело и больно появляется новая жизнь, трудно, просто невозможно, оставаться равнодушным.
Я не справляюсь с эмоциями, просто трансформирую все, что чувствую, в снимки, может, поэтому у них такая сильная энергетика.
Я эмпат. И «рожаю» вместе с моими женщинами – со всеми вытекающими. И на следующий день часто не могу подойти к камере и пересмотреть снимки, сказываются сильнейшие эмоциональные перегрузки. Мне кажется, если не чувствовать так же сильно, не сострадать и не проживать этот день вместе с роженицами, снимки, достойные таких мгновений, тоже не родятся.
Нельзя снимать роды только потому, что у тебя есть хорошая камера. Это документальный репортажный жанр, который диктует жесткие правила: техническая база, умение выхватывать суть, внутреннее чувство стиля, вкус, работа со светом, локацией, внимательность и много чего другого. Можно снять качественную по техпараметрам картинку, но по эмоциональной, сюжетной наполненности она провалится. Потому что эти навыки не комплектуются в магазине вместе с покупкой камеры, они приходят с опытом, практикой, постоянным развитием.
Мне приходилось встречать примеры у нас, в Украине, когда съемка родов – это всего лишь отражение амбиций фотографа. Главное правило – второго дубля не будет, поэтому нужно жить в кадре и быть профессионалом.
Если вы не умеете плакать от счастья и смеяться как дети, – не снимайте эмоциональные фотографии, зарабатывайте деньги другим. Фотографам, которые интересуются такой съемкой, я рекомендую хорошо изучить процесс родов, даже если уже есть собственный опыт: нужно ориентироваться в действиях врачей и уметь заранее срежиссировать сюжет съемки.
Акушеры и роженицы
Со всеми клиентами я подписываю релиз, в рамках которого обсуждается публичность и приватность съемки, и в общих чертах рассказываю о съемке и ее результате. Самые распространенные вопросы: буду ли я снимать «вот там», с того самого ракурса, и не падаю ли я в обморок. У меня медицинское образование, я много знаю об акушерстве, гинекологии, педиатрии и даже психологии, это помогает на съемках.
Мои отношения с акушерами – как статус в социальных сетях «все сложно». В обычных роддомах приходится объяснять и просить разрешения, очень часто все зависит от настроения доктора. В коммерческих клиниках персонал более лоялен к фотографу, а если еще и часто снимаешь, то уже встречают с улыбкой и чаем.
Единственное, что не разрешается делать в родзале – снимать манипуляции персонала. Об этом предупреждают сразу, но бывают случаи, когда врачи не акцентируют на этом внимание, и тогда могут получиться очень сюжетные, важные кадры.
Медицинское образование умноженное на то количество родов, которые я сняла, дает бесценный опыт, и не только в фотосъемке. Женщины, особенно рожающие впервые и без популярного сейчас присутствия мужчины, часто нуждаются в поддержке. Это дает возможность найти тот самый контакт и прочувствовать клиента, что в свою очередь позволяет максимально точно передать на снимках эмоции и переживания.
Всегда стараюсь поговорить и настроиться на волну женщины. В первую очередь для меня важно не просто сделать фото, важно передать всю эмоциональную и сюжетную линию этого дня. Роженицы воспринимают меня как часть команды, где каждый выполняет свои определенные обязанности.
Однажды меня попросили выйти, просьба звучала от доктора. Это была одна из самых тяжелых съемок, когда малыш застрял в родовых путях, а у мамы уже не было сил справиться с потугами. Врач попросил меня выйти, предполагая, что у роженицы может быть психологический зажим перед камерой. В такие моменты я четко расставляю приоритеты, на первом месте всегда здоровье малыша и мамы и только потом – фотография. В конечном итоге все хорошо закончилось и мне даже удалось снять тот самый кадр.
Незапланированные съемки
«Планировать время» – какое-то нереальное для меня словосочетание. Нет ни точной даты, ни точного времени съемок. Все может случиться прямо сейчас… или через пять минут, или случится, но потом отменится, потому что схватки-то тренировочные.
Никогда не знаешь, когда именно зазвонит телефон или пиликнет сообщение «Я рожаю». И все же я стараюсь ориентироваться на предварительную дату, которую определяет доктор на УЗИ. Никуда далеко не уезжаю, более того: не пью алкоголь, никогда не выключаю телефон и всегда стараюсь лечь спать пораньше. Какая-то особенная дисциплина.
Девочки сами пишут мне или звонят как только все начинается. Тогда есть шанс успеть приехать, а у них – получить красивые фотографии с самого начала. У меня нет определенного времени или дедлайна, сколько быть в роддоме, потому что все может длиться и три часа, и 10 часов. Для меня важно снять историю, поэтому я стараюсь приезжать еще на этапе первых схваток.
Путь фотографа и проект «Вселенная. День первый»
У меня есть фишка: первый раз клиентка должна увидеть фотографии только в печатном варианте. Кажется, что такие настоящие кадры нельзя смотреть онлайн – нужно потрогать, ощутить энергетику. Энергетику жизни. Поэтому очень часто клиентки плачут, заново переживая тот день. И, что самое удивительное, многие моменты они не помнят. Память стирает воспоминания, оставляя только самые сильные, пиковые эмоции, и зачастую они о боли. А вот первый крик, первый взгляд, прикладывание – это все в тумане. Вот почему важно снимать роды. Фотография дает возможность прожить все заново. Но в комфортной, домашней обстановке с теплым комочком счастья на руках.
Проект «Вселенная. День первый» родился, когда состоялась моя первая съемка родов. Именно тогда я ощутила сильнейший внутренний порыв не просто фотографировать роды, но рассказать через снимки, как это может быть красиво. Сместить акценты воспоминаний и разрушить устоявшиеся стереотипы не только в соцсетях, но и в офлайн-каналах. Так родилась идея выставки, а вместе с ней и название проекта, но как его сделать самостоятельно, еще не понимала. Потом все случилось как в кино.
Первую свою съемку я сделала в ISIDA, и после ее публикации в социальных сетях пиар-менеджер клиники попросил разрешения на использование фотографий, а я упомянула, что у меня есть идея крутого социального проекта.
Когда я рассказала о нем на встрече, оказалось, что мы руководствуемся одними и теми же инсайтами и клиника готова стать партнером и поддержать проект. Мы начали активный поиск героев, потом процесс съемок и сейчас, уже на финальном его этапе, – определение тех самых кадров, которые помогут будущим мамам воспринимать день родов как самый важный день в их и малыша жизни.
Сейчас этому проекту уделяю больше внимания, есть временные рамки и ожидания. Так как у нас нет культуры такого рода съемок, хочется показать, что роды – это не «грязно», не «страшно» и не «ужасно», напротив – это прекрасно. Выставка откроется 13 мая в Ботаническом саду им. Гришко и продлится до 13 июня.
Но в целом «Вселенная. День первый» – мой глобальный проект, я бы сказала, путь фотографа, поэтому я продолжаю снимать в других клиниках и роддомах.
Моя цель – развить культуру пренатальной фотографии у нас в стране. Ведь фотограф родов для нас еще очень дикое явление, и многие крутят у виска, когда слышат о такой съемке. Очень надеюсь, что выставка и ее охват позволят аудитории воспринимать это направление совсем с другой стороны.