Олеся Яскевич рассказывает, как и зачем этим летом создала первый в Киеве инклюзивный городской лагерь Space Camp, который объединил не только детей с самыми разными особенностями, но и совершенно разных взрослых, оставивших свои заботы на месяц, чтобы стать волонтерами.
Я воспитываю космического парня, собственно, вот чтобы хоть на чуть-чуть понять его космос и уловить ритм, я начала этот путь. Мы зарегистрировали общественную организацию для того, чтобы объединять семьи, которые воспитывают детей с комплексными нарушениями развития (это когда помимо одного диагноза есть несколько сопутствующих), объединить специалистов и волонтеров. Мы делаем проекты с философией – у детства нет инвалидности, все дети – дети. Смотрим на ребенка/подростка/молодых людей, а не на диагнозы. Работаем над тем, чтобы «невидимые» дети и люди стали видимыми. Параллельно с лагерем у нас еще несколько проектов – творческая мастерская «ТАК» – это пространство, где молодые люди с ментальной и физической инвалидностью обучаются делать различные приятные вещи для дома (свечи, мыло, декор). Мы стараемся, чтобы изделия были стильными, красивыми и конкурентоспособными, чтобы их покупали потому, что они крутые, а не потому, что их сделали люди с инвалидностью. Сейчас это пилотный проект, мы работаем над его полноценным запуском.
Идея
В прошлом году мне вдруг пришла мысль о том, что у всех детей летом есть лагерь и связанные с этим крутости, а вот у нашей категории детей и подростков практически такого нет. И этого нет конкретно у моего сына тоже. Мне очень хотелось, чтобы лето – с босыми ногами после дождя, пикниками после обеда, с играми и квестами, общением и новыми эмоциями – было у всех. А самое главное – чтобы не было разделения на “таких” и “не таких”. Хотелось показать, что все это возможно!
Еще один важный момент – дать родителям немного передохнуть, выдохнуть, расслабиться и почувствовать себя самыми обычными людьми. К сожалению, очень часто бывает, что родители детей с инвалидностью пашут как лошади без передышки – моральной и физической, многие в постоянном напряжении, и время на себя и мужа/жену практически не остается.
Все, кто так или иначе связаны с темой инвалидности, особенно ментальной, знают про главные страхи и точки напряжения между такими людьми и остальным обществом. Людям с инвалидностью и их семьям всегда страшно, что на них будут таращиться или, наоборот, отворачиваться, что будут уходить, отвергать, бояться. Всем остальным страшно, потому что непонятно, как себя вести, потому что ты никогда с такими людьми не общался. Мест или ситуаций, в которых эти точки напряжения могли бы исчезнуть, не так уж много. Люди с инвалидностью обычно сидят дома или в интернатах, люди без инвалидности – ходят на выставки, в бургерные и барбершопы. Мы же хотели показать и доказать, что реально сделать место, где все они пересекутся. Потому что в городе, в котором будет место для детей с особенностями развития, будет место для всех.
Зачем
Я мечтала создать такое пространство, в котором будет комфортно и интересно всем без исключения. Это пространство полезно всем – для детей с особенностью развития это мощнейший толчок в развитии, ведь большинство ребят не ходят в школы, кружки, секции, у них нет модели поведения и общения друг с другом. Некоторые вообще впервые были в коллективе, и для них все было новое и необычное. У нас все группы в лагере были смешанные, там были дети с нормотипичным развитием и с инвалидностью. Мы разделили их по возрасту. И интересно было наблюдать, что, чем младше дети, тем меньше они замечали какие-то отличия друг от друга. Для них было абсолютно нормальным, что рядом были дети, которые не видели, не разговаривали, не ходили. Подростки 11-14 лет у нас были волонтерами – и это самые крутые волонтеры.
Запуск
Искать команду мы начали еще в марте, я написала на страницу в фейсбуке, что ищем волонтеров для проекта. К моему удивлению, отозвалось очень много людей – меньше чем за неделю я получила более 70 писем. Правда, на первую встречу-знакомство пришло около 35 человек, на вторую – еще меньше, и остались 14 человек. Это наша любовь! Большинство девочек вообще до лагеря не общались с детьми с инвалидностью.
Помещение нам выделила Новопечерская школа, деньги на проект мы собрали на июньском «Кураж Базаре», проект разместили на платформе Украинской биржи благотворительности. Для родителей лагерь был бесплатный, у нас был только разовый благотворительный взнос по желанию в размере 400 грн.
Лагерь
Дети приходят к 9.00. Всех ждем до 9.30, затем общая зарядка, после занятие по расписанию, дежурная группа помогает готовиться к первому завтраку. Затем первый завтрак, после дежурная группа убирает, остальные группы – занятие по расписанию, затем подготовка к обеду, обед, тихий час (можно поспать, а те, кто не хотел – спокойные игры, чтение). После тихого часа занятие по самообслуживанию, затем подготовка к вечернему мероприятию, затем вечеринка, потом полдник, игры, ритуал завершения дня.
Это в двух словах, что у нас происходило. Мы постарались наполнить по максимуму этот месяц – занятия на роликах для всех, даже для тех, кто не ходит, занятия с собаками-терапевтами, барабанотерапия и занятия на виманах, занятия по хореографии с балериной, занятия по правилам дорожного движения с патрульной полицией, занятие с писательницей Катей Бабкиной, занятия по программированию и созданию собственного мультфильма, занятия по кроссфиту с настоящими атлетами и оборудованием, походы в магазин за покупками, занятия по самообслуживанию, на которых было все – от того, как правильно встретить гостей и накрыть стол, до выпекания пирогов. У нас была своя космическая почта и почтальон, который каждый день разносил письма по группам – это если кратко, чем мы жили целый месяц.
Моменты
Мне кажется, у нас весь месяц был особенным, каждый день по-своему. Очень интересно было наблюдать, как все учились друг у друга – мы у детей, дети у нас. Шаг за шагом, день за днем мы строили наш космический лагерь. Как дети из колючих и недоверчивых ежиков учились доверять миру вокруг и незнакомым людям, учились выстраивать отношения и дружбу. Как взрослые, которые очень часто нетерпимы и всегда спешат, вдруг замирали и позволяли расслабиться, не спеша прочувствовать наш особый ритм. Когда у девочки, которая почти никогда не была среди детей, которая, как бабочка в скафандре, не может ни двигаться и говорить, – вдруг оживают глаза, она начинает ими танцевать в ритм музыке на нашей дискотеке. Это все совершенный космос, такое устройство жизни, о котором я мечтаю для всех. Например, мы садимся обедать – вместе с кураторами, волонтерами нас примерно 60 человек. Андрей кричит каждые две секунды – чем-то его смутила картошка в супе. Кто-то размазывает гречку по столу или полу. Вжииик! И тарелка полетела на пол, так красиво разлетевшись на мелкие кусочки, и Толик зачарованно смотрит и невероятно гордится собой, что может творить такие «чудеса». Кто-то, если не углядишь, съест свои печенюши и соседа. Рядом сидят волонтеры – с татуировками, кто-то блогер, кто-то художник, кто-то видный менеджер, кто-то выдающийся педагог – все сидят и едят вместе, шутят, переговариваются, просят добавки.
Выводы
Ожидания оправдались более чем, потому что это был поток такой энергии в одном месте, что случались чудеса ежедневно. Наша главная цель достигнута – мы сделали месяц лета по-настоящему крутым для всех. Сначала было очень сложно с волонтерами, первые несколько дней. Но слава фейсбуку – нам на помощь отозвались столько людей, которые приходили кто на пару часов, кто на целый день, чтобы провести время с ребятами.
Наверное самая большая трудность – это убедить родителей и детей здоровых, и детей с особенностями развития, что подобные проекты очень нужны как тем, так и другим.
Очень хочется, чтобы была система, чтобы подобные проекты не были единственным лучом надежды для родителей и их детей с комплексными нарушениями. Чтобы по всей Украине проводились подобные лагеря.
В следующем году лагерь будет однозначно, планы есть, но это уже другая история.