Доктор Шкрета, герой романа Милана Кундеры «Вальс на прощание», – глубокоуважаемый гинеколог в небольшом курортном городке, местный бог для множества семей, которые не могли иметь детей. В романе женщины зачастую бездетны по причине мужского бесплодия, и у Шкреты на этот случай есть волшебное лекарство: собственное семя в пробирке. Прикрываясь благими намерениями построения чужого счастья, доктор успешно воплощает свой аморальный евгенистический план: создать интеллигентное общество, в котором все друг другу братья и сестры. И все хорошо, и все счастливы, вот только дети в городе очень похожи друг на друга и не похожи на своих отцов. Но мало ли какие гены были у предков… Люди радуются полноценным семьям, доктор радуется своему многочисленному потомству.
Я читала эту историю и думала: «Ведь это вполне может случиться в реальной жизни! Какой-то самовлюбленный наполеон-мечтатель в силах повторить «подвиг» литературного героя». И вот 2 июня 2017 года вижу новость: покойного доктора из клиники экстракорпорального оплодотворения в Нидерландах обвиняют в использовании собственной спермы. Ян Карбаат, умерший в апреле этого года в возрасте 89 лет, подозревается в отцовстве от 19 до 60 детей, зачатых в его клинике ЭКО возле Роттердама. Доктор Карбаат называл себя пионером в области оплодотворения. Его клинику закрыли в 2009 году после обвинений в фальсификации донорских данных и анализов, а также в превышении максимального количества (шести – прим.ред.) детей на одного донора. Суд ожидает экспертизу ДНК и доказательства отцовства Карбаата со стороны участников группового иска.
Можем только предполагать, что Карбаат был последователем харизматичного персонажа Кундеры. Но давайте честно: кто из нас никогда не копировал поступки, образы или фразы любимых героев? Хорошо, когда такое подражание имеет разумные пределы, но не каждый может их для себя очертить. Тяжелее всего приходится впечатлительным особям, жизнь которых не бурлит яркими красками.
Книга – волшебный побег от реальности, окно в другие миры и чужие жизни, гимнастика для мозга и игра воображения. Психологи утверждают, что во время чтения книги или истории люди склонны подсознательно перенимать поведение, мысли и убеждения литературных героев. Эксперты назвали этот подсознательный феномен заимствованием опыта (experience-taking).
Исследователи из Университета штата Огайо провели серию из шести разных экспериментов на 500 участниках и выяснили, что при определенных обстоятельствах заимствование опыта может привести к временным реальным изменениям жизней читателей. Критическим условием для активации этого феномена является наличие общих характеристик героя и читателя в начале истории. Также важно, чтобы читатель мог на время чтения забыть о собственной личности, потерять свое «я», растворяясь в жизни и переживаниях героя. В образовании этот феномен называется глубоким чтением: полное погружение в текст с четким представлением каждой описанной детали.
Просмотр фильма не дает такого эффекта, так как не заставляет людей вовлекаться больше, чем в качестве зрителя, не примеряя на себя роль персонажа. Книжное заимствование опыта – мощный подсознательный, хоть и не долговечный процесс, люди не осознают того, что с ними происходит.
Я из секты поттероманов, этот во всех смыслах магический мир был моей параллельной реальностью. Все началось лет 16 назад, когда однокласснице папа из Москвы привез первое русскоязычное издание. На книжку была очередь, поэтому она давалась в пользование на неделю. Домашних заданий было много, еще подготовка к занятиям с репетитором: времени на почитать не оставалось. Читала ночами, пока родители не заметили свет в комнате у ребенка в предрассветное время. Меня поглотила эта история, я нырнула в нее с головой, мне снились волшебные сны, но я не ходила по школе, размахивая палочкой и выкрикивая заклинания.
Нейробиологи, которые занимаются картированием мозга человека, обнаружили, что чтение художественной литературы затрагивает те же нейронные сети мозга, что и реальный жизненный опыт. Когда мы вовлечены в чтение истории, наш мозг косвенно живет в персонажах на нейробиологическом уровне.
Исследователи из Университета Карнеги-Меллон, США, выяснили, что чтение девяти главы «Гарри Поттер и философский камень» о первом полете Гарри оживляет те же области мозга, которые были бы задействованы при наблюдении за кем-то движущимся (летящем на метле) в реальной жизни. Подобным образом взаимоотношения героев истории соединяются с областью мозга, которую мы используем для обработки человеческих намерений.
Помню, как после прочтения Анны Карениной я боялась подходить к краю платформы в метро, ощущая угрозу прыжка. То есть мозг понимал, что я не прыгну, и я не хочу этого делать, и мне нравится моя жизнь, и я никогда не хотела добровольно с ней проститься. Был страх того, что это случится само собой против моей воли. Удивительно, но на вокзале эти переживания не работали, только в метро.
Но самым большим ударом по психике стал дневник Лоры Палмер, который каким-то образом попал ко мне в руки в 7 классе. Я читала без остановки на уроках, переменах и дома. Были жуткие прыжки настроения, страхи и мысли о том, что я плохая и все вокруг с каждым днем становится хуже. Я ставила под сомнение свою вменяемость и реальность вещей. Закончилось тем, что подруга силой отобрала у меня книгу, видя ее пагубное влияние. Да, я не опустилась на алко- и наркодно, но на эмоциональном уровне личность Лоры доминировала над моей, ее переживания вытеснили мои, и это было страшно.
Упрощенно этот эффект можно назвать эмпатией. Литература – телепорт в чужие умы, любое другое развлечение ей в этом не конкурент. Мы отождествляем себя с книжными героями так, как с другом после тесного общения на протяжении месяца, зеркально отражая его мысли и настроения. Наверное, это то, что должна делать с тобой книга. Она дает не только знания: часто это другой угол наблюдения за жизнью, чужой опыт переживаний, побед и ошибок, который нас развивает интеллектуально и эмоционально. Книга должна взывать к тем маленьким, невидимым, глубоко спрятанным частям твоей личности, о существовании которых ты даже не догадывался.