Катерина Сполитак рассказывает, зачем начала создавать войлочные сумки Woolberry и как пытается продвигать в Украине идею ресайклинга и осознанного потребления.
Начало
По образованию я филолог и режиссер кино. Половину сознательной жизни проработала на телевидении: журналистом, сценаристом, режиссером. Меня часто спрашивают: “Как так, ты снимала программы и вдруг начала шить сумки?” Нестыковочка.
На самом деле телевизионный опыт дал мне кучу полезных скиллов – например, внимательно слушать людей, и не просто слушать, а слышать, что конкретно они хотят. Это мне очень пригодилось, когда наш бренд только зарождался, и мы не знали, что лучше – цепочка или ремешок. А еще, мне кажется, у всех телевизионщиков есть особый азарт в крови: когда ты готов работать днем и ночью, в любых условиях, часто без денег (ха-ха), просто потому, что тебя прет – при этом ты одновременно и придумываешь, и снимаешь, и работаешь в кадре, и монтируешь… Это отличный краштест – работа на ТВ.
Мне очень повезло с мужем. Никита был тем самым человеком, который научил меня сортировать отходы, и теперь это стало естественной необходимостью в нашей семье. У нас есть отдельные контейнеры для стекла, картона, пластика разных типов, и мы сдаем все это на переработку. Понятное дело, что в современном городском ритме сложно свести отходы к нулю… Но нужно хотя бы пытаться это делать – каждый день, каждую минуту. Поверьте, оно того стоит.
Вы слышали про идеологию Zero waste? Это движение направлено на то, чтобы производить меньше отходов и использовать более долговечные вещи. Люди в Штатах ходят в магазин со своими стеклянными банками, чтобы налить в них йогурт или насыпать рис, и таким образом уменьшить количество потребляемого пластика.
Это очень крутая идея и не такая радикальная, как может показаться на первый взгляд. Мы все можем перенять от нее что-то для себя: не брать эти бесконечные пакетики в супермаркетах, покупать меньше бутилированной воды или отказаться от использования одноразовых детских подгузников. Для меня это было непросто, конечно, но пять месяцев мы с сыном продержались на ура – до тех пор, пока не отправились в путешествие на машине.
Идея
Woolberry появился практически случайно, зато на хорошо подготовленной почве. Помню, что сразу прорабатывали несколько экоидей, но именно идея пошить сумку из войлока оказалась самой яркой и жизнеспособной. Было это три года назад.
Что такое войлок? Это натуральная овечья шерсть. В нашем случае (а работаем мы только с немецким войлоком одного конкретного производителя) – это шерсть австралийского мериноса. Меринос – это такая особая каста овец-небожителей, у которой шерстинки прочнее и эластичнее, а значит, и материал из шерсти мериноса получается более долговечным и износостойким: не царапается, не выкатывается, не впитывает воду и не меняет форму со временем.
То есть у нас мегаинтернациональные сумки. Овцы, ни о чем не подозревая, живут себя в Австралии; потом их стригут – шерсть плывет в Германию, в Германии на огромной старинной фабрике этот войлок валяется (о, вы бы видели это производство!); дальше мы привозим его в Украину – и тут уже на Подоле в нашей мастерской я крою материал, и шьется сумка.
Вот такой длинный и запутанный путь. Но оно того стоит. Качественный войлок (а в нашем случае он еще и обработан влагозащитной пропиткой) будет служить вам годами, а значит, не придется докупать по новой сумке каждый сезон. Это то, о чем я вам говорила – «использовать более долговечные вещи». Реже покупаешь – реже выбрасываешь. А если сумка еще и красивая, то вообще огонь.
Запуск
Мы просто запустились и все. Это было три года назад. Мы как раз поймали волну интереса к украинскому продукту, как это было у многих брендов и стартапов, которые с тех пор выросли и уже закрепились на рынке. Это был такой магический момент, когда люди засыпали юристами и рекламщиками, а просыпались дизайнерами, кондитерами и shoes-мейкерами. Детские мечты и увлечения попереростали в стартапы – и это круто.
В моем случае было немного по-другому: я не мечтала вырасти модельером и не шила платья для кукол, я вообще плохо представляла, как заправить нитку в иголку. Просто была интересная идея и понимание того, какая сумка будет удобной, а какая нет. Ну и как это должно выглядеть, чтобы было «вау!»
А потом случился первый маркет – и я никогда его не забуду. Это был Don’t take Fake, и я вписалась в него чудом за день до начала, когда уже даже не было свободных мест. Помню, как стояла в нерешительности и не могла толком назвать цены – я ведь никогда раньше ничего не продавала и жутко стеснялась. Плюс, боялась, что не поймут, не примут материал – мы ведь были первыми, кто стал работать с войлоком, и никто тогда еще про него не знал… А потом случился мэджик – и у меня раскупили все за два часа. Абсолютно все. В тот самый момент наш эксперимент превратился в бизнес. Я вернулась домой и так себе и сказала: все, круто, я знаю что делать, поехали!
С тех пор многое изменилось. Теперь у нас есть бизнес-план и четкое понимание того, что делать дальше, есть большая мастерская на Подоле, где работают лучшие мастера, есть шоурум на “Олимпийской” и десятки тысяч людей в соцсетях, которые уже знают, что такое войлок, и внимательно следят за новыми цветами и моделями. Кстати о моделях – их мы по-прежнему разрабатываем сами, не прибегая к помощи конструкторов и технологов. Каждую строчку, каждую заклепку. Может, поэтому нам не удается выпускать по четыре коллекции в год, зато каждая наша сумочка становится хитом.
Продвижение
Если говорить о продвижении, то мы используем разные инструменты: соцсети, маркеты, продажи офлайн… В принципе, это те же самые ингредиенты, которые используют все бренды – просто у нас свои пропорции и свой рецепт.
На данный момент я сама веду все соцсети – пишу, готовлю фото, веду аналитику. Я знаю, что это не совсем правильно и пора делегировать все это умному и талантливому смм-щику, но пока я все еще держу руку на пульсе. А еще я просто обожаю готовить красивый контент для Facebook и Instagram. Ведь я режиссер по образованию, и для меня подготовка яркой постановочной фотосессии – это сродни поеданию вкусного десерта. Когда снимаю сумку, по-настоящему в нее влюбляюсь и думаю: “Боже, да это же мой любимый цвет и мой любимый размер!” А потом снимаю другую – и опять влюбляюсь, только теперь уже в другую. И так каждый раз.
Еще один важный инструмент – это, конечно же, маркеты. В Киеве и по всей Украине. На маркетах я тоже стараюсь бывать сама хотя бы через раз, потому что это просто идеальное место для обратной связи с клиентом. В суперконцентрированном виде ты получаешь информацию о том, что нужно доработать и куда двигаться. Ну и, конечно, маркеты очень вдохновляют. Бывает, сидишь в пятницу и пилишь себя – вот, я что-то делаю не так… Потом приходишь в субботу на маркет и встречаешь всех этих прекрасных прохожих с твоими сумками, которые к тому же наговорят тебе кучу приятностей… В общем, маркет – это еще и отличное средство для поднятия боевого духа.
При всем этом надо понимать, что только маркетов и соцсетей недостаточно. В мире онлайн- и офлайн-продаж все меняется с дикой скоростью – и нужно постоянно следить за новыми способами продвижения, чтобы быть на волне. То, что было хорошо год, два года назад – уже не работает. Поэтому надо постоянно читать, смотреть, что внедряют другие, пробовать новые фишки и обучаться новым методикам – чем я собственно и занимаюсь без остановки.
#refresh
С 16 июня по 16 июля мы проводим акцию под названием #refresh. Механизм ее заключается в том, что можно принести нашу старую сумку Woolberry и получить 30% скидку на новую.
Я по себе знаю, что иногда вещи морально устаревают, а еще они могут надоесть или испачкаться так, что не охота возиться и чистить, и ты можешь хоть каждый день обещать себе, что сделаешь это, но руки не доходят. А еще как владелец бизнеса я хорошо знаю своих клиенток, которые облизываются на новую сумку уже год, но… не станешь же покупать себе по обновке каждый сезон.
Вот мы и решили устроить такой bagcrossing: приносишь старую сумку – получаешь новую со скидкой.
Все принесенные сумки мы не выбрасываем, а перерабатываем. Распарываем, очищаем и делаем из них прикольные брелки для сумок. Остальные отходы (мелкие обрезки и кусочки) отправляем на вторичную переработку. Измельчаем до однообразного шерстяного сырья и в партнерстве с украинским брендом @TEPLO создаем серию экологичных пуфов и подушек, в которых вместо привычного холлофайбера – натуральные шерстяные волокна.
Наша задача в данном случае – разгрузить клиентов от ненужных вещей, попробовать себя во вторичной переработке сырья и самостоятельно построить экоцепочку, когда изначально экологичное сырье превращается в красивую сумку, а потом – в брелок или пуфик, благополучно минуя свалку. Очевидно, что сама по себе шерсть отлично биоразлагаема и не нанесла бы существенного вреда даже лежа где-нибудь на земле под Киевом, но разве не круто знать, что твои вещи могут жить новой жизнью? В этом и есть суть осознанного потребления.
Мы придумали свою акцию задолго до выхода «зеленого» июньского ELLE и уже потом узнали, что Стелла Маккартни не только делает кроссовки из океанического пластика, но еще и скупает шерстяные обрезки на фабриках по всему миру. Мы бы ей тоже продали, конечно, но решили, что сделать локальную инициативу с другим украинским брендом – более реалистичный план.
Мне пока сложно говорить об украинском ресайклинге в целом. Это вообще больная тема для нас. Я лично знаю несколько стартапов, которые занимаются апсайклингом, например, – то есть из готовых вещей, купленных на секонде, делают новые, стильные, актуальные, но это, к сожалению, не массовое явление.
Что же касается нашей личной инициативы, то тут мы сразу столкнулись с тем, что в Украине никто не перерабатывает нетканые шерстяные отходы – мы обзвонили десятки фабрик, и безрезультатно (не перерабатывает – в смысле не знает, что с ней дальше делать). Сперва это меня слегка обескуражило, но потом я стала думать: “Стоп, а что мы сами можем сделать такого с войлоком, чтобы найти ему дальнейшее применение? Материал живой, теплый, натуральный и действительно нетипичный, – значит, надо придумать решение самим и стать первопроходцами”.
Пока рано подводить итоги, конечно, – наша акция стартовала всего неделю назад, но уже сейчас можно сказать, что она вызвала неподдельный интерес. Люди пишут, звонят, приходят, иногда, правда, предлагают свои старые сумки из «дермантина» взамен – может, мы и его переработаем заодно? И все же, мы однозначно зацепили важную проблему и нашли нетривиальное решение. Людям интересно, а что же будет дальше, что из всего этого выйдет?
В такие моменты я понимаю, что мы делаем не только хорошие сумки, но и хорошие вещи. У нас есть самое ценное, что может быть – доверие людей (девочки, спасибо!), а значит, мы можем по чуть-чуть влиять на экосознательность аудитории, делать так, чтобы все эти экологические принципы, о которых я говорила вначале, стали неотъемлемой частью повседневной жизни.
Планы
Будем продолжать заниматься войлоком и популяризировать его как живой и экологичный материал. Мы начали с сумок, и это оказался самый быстрый путь к тому, чтобы достучаться до аудитории: первым делом до девочек, конечно. Сумка – это ведь так просто, так понятно и так естественно, что не надо ничего объяснять. Другое дело, что иногда клиенты, когда приходят к нам в первый раз, даже не обращают внимание на то, из чего пошиты наши изделия. Они приходят за цветом или за дизайном, а уже потом мы объясняем, что к чему – что это войлок, что он хорошо носится, что это шерсть живых животных и при создании наших сумок ни одна овца не пострадала. Поэтому наша задача – делать еще больший акцент на самом материале, изучать его свойства и возможности, показывать, насколько он универсален.
Прямо сейчас мы работаем сразу над двумя новыми проектами – пока не могу раскрыть все тайны, но они будут про уют, домашний комфорт и про повседневные вещи, которые мы привыкли видеть в коже, пластике, силиконе, но никак не в войлоке. Так что если вдруг однажды вы увидите на улице лавочку из войлока, а возле нее войлочный контейнер для мусора – не удивляйтесь. Это Катя придумала. Шучу.