Как это – работать во «Врачах без границ»

від | 07.12.2016 | Дівчина говорить

Час читання: ( Кількість слів: )

Доктор, медсестра и психолог организации «Врачи без границ» рассказали нам о своей жизни и работе на востоке Украины.

«Врачи без границ» – международная неправительственная организация, призванная оказывать бесплатную гуманитарную и медицинскую помощь жертвам конфликтов, стихийных бедствий, эпидемий и людям, исключенным из системы здравоохранения.

Организация не принимает ничью сторону в любом конфликте, не зависит от какой бы то ни было политической, военной и корпоративной программы. «Врачи без границ» работают в более чем 60 странах мира, в Украине с мая 2014 года оказывают гуманитарную помощь на востоке страны.

Мы пообщались с тремя сотрудницами организации, чтобы узнать о них больше: чем живут эти женщины, не боятся ли и как проходят их будни среди людей, оставшихся один на один с войной.

Татьяна Азарова – доктор

Меня зовут Татьяна, я – врач. Родилась в Запорожской области, но всю жизнь живу рядом с Мариуполем. Всегда хотела быть врачом, с самого детства. Поступила в медицинский институт, что было нелегко, так как был большой конкурс – несколько человек на одно место. Но я смогла, закончила его, получив специализацию врач-терапевт.

msf_doctor_tatiana-azarova_maurice-ressel_f2a9868

Для меня работа врачом – это о помощи людям. Здесь я поддерживаю людей, чья повседневная жизнь полностью изменилась из-за конфликта. Я хотела присоединиться к команде MSF, которая помогает наиболее уязвимым слоям населения, использовать свои медицинские навыки, чтобы сделать хоть что-то.

Я работаю для проекта MSF в Мариуполе, где мы организовали мобильные клиники, действующие вблизи линии соприкосновения.

В мобильной клинике работает врач, медсестра и психолог. Мы оказываем первичную медико-санитарную помощь и контролируем состояние пациентов, страдающих хроническими заболеваниями.

Работаем с детьми и взрослыми, большинство из них – пожилые люди, которым иногда приходится прятаться по ночам в подвале, спасаясь от обстрелов. Они оказались в ловушке, постоянно подвергаются опасности и испытывают из-за этого сильный стресс.

msf_maurice-ressel_f2a0404

Когда начался конфликт, некоторые медицинские учреждения были частично или полностью разрушены, многие медики уехали в более безопасные места, а цены на лекарства резко возросли. В результате люди, живущие в деревнях вблизи линии соприкосновения, оказались отрезаны от медицинской помощи. Они нуждаются в нас больше всего, именно ради них мы ездим в эти населенные пункты.

Раз или два в неделю мы приезжаем в села, оказываем помощь, выдаем бесплатные препараты. Важно, чтобы пациенты правильно принимали лекарства – мы пишем на каждой упаковке, когда пить таблетки. Часто беспокоюсь и все думаю: запомнил ли этот пациент наши рекомендации? Будет ли он следовать им?

Среди всех пациентов, с которыми я работаю, мне особенно запомнилась одна. Была зима, и мы работали в мобильной клинике в деревне недалеко от линии соприкосновения. К нам пришла молодая женщина, она простудилась, потому что не могла отапливать свой дом. Она потеряла работу из-за конфликта, а из деревни уехать не могла. Но кроме тяжелых условий жизни и невозможности уехать в безопасное место, в ее жизни была еще более трагическая история. Во время обстрела она потеряла двоих детей. Для меня эта пациентка воплощает в себе те страшные потери, которые понесли жители в результате этого конфликта.

Работать не страшно. Прежде всего, я беспокоюсь о наших пациентах, а потом уже о себе. Я считаю, мне повезло. Каждый вечер я возвращаюсь домой, где я в безопасности.

Аннели Дросте – менеджер программы психологической поддержки

msf_mham_anneli-droste_john-wendleМеня зовут Аннели, мне 33 года, я из Германии. Я изучала клиническую психологию в Нидерландах, а закончила образование в Германии, получив диплом когнитивно-поведенческого психотерапевта.

Мне всегда было интересно понимать поведение людей, работать в контакте с ними. Поэтому я решила изучать психологию и выбрала профессию психотерапевта.

Когда мне было 18 лет, я два года работала в экстренной медицинской службе в немецкой неправительственной организации. Наша бригада выезжала на экстренные вызовы при чрезвычайных ситуациях.

Уехала учиться в Нидерланды, а параллельно начала ездить в короткие миссии от неправительственных организаций. За это время я побывала в нескольких странах, работала на разных должностях, например, фельдшером и техническим ассистентом по очистке воды.

Вернувшись в Германию, чтобы продолжить обучение на психотерапевта, работала психологом с беженцами из зон военных конфликтов.

Следующим естественным шагом для меня стала работа с MSF, ведь я хотела продолжать работать в гуманитарной сфере и помогать людям, оказавшимся в тяжелом положении, но теперь как психолог. Украина – мое первое назначение в MSF.

Я – менеджер программы психологической поддержки в проекте MSF в Мариуполе и Курахово, работаю с командой из четырех украинских психологов, которые каждый день отправляются в населенные пункты и проводят индивидуальные консультации и группы поддержки. Людей, которые не могут добраться к нам в силу разных причин, сотрудники посещают на дому или консультируют по телефону.

Моя роль как менеджера программы – организация мероприятий психологической помощи, тренингов и профессиональная поддержка для наших психологов.

msf_maurice-ressel_f2a1430

MSF предоставляет своим сотрудникам психологическую поддержку в случае необходимости – во время миссии и по возвращении домой. Это дает возможность предотвратить развитие стресса, осмыслить опыт нескольких месяцев в определенном контексте перед возвращением домой.

Во время миссии вы далеко от своей семьи и друзей, вы открываете новую среду, другую культуру и язык. Нужно адаптироваться и учиться быстро. Справиться с этими вызовами очень помогает поддержка коллег по команде. В миссии вы работаете и живете рядом, часто коллеги становятся вашими хорошими друзьями.

В миссию всегда отправляют только с согласия человека. Но, когда я присоединилась к MSF, для меня было ясно, что важнее всего ехать туда, где мои навыки наиболее востребованы, а не в какие-то определенные страны.

Большинство пациентов – это пожилые люди, страдающие хроническими заболеваниями. Наши сотрудники обеспечивают пациентов необходимым лечением и наблюдают за их состоянием, чтобы уменьшить возможные осложнения. Но чем дольше продолжается конфликт, тем большему психологическому стрессу подвергаются люди, что только ухудшает их физическое состояние. Из-за нестабильной и небезопасной обстановки основной проблемой, которую мы видим более чем у половины наших пациентов в программе психологической поддержки, остаются тревожные расстройства, за ними следуют депрессия и психосоматические расстройства.

msf_maurice-ressel_f2a1016

«Врачи без границ» помогают местным медицинским учреждениям в районах, близких к линии соприкосновения, лекарственными препаратами и медицинским оборудованием. В Мариуполе и Марьинке мы поддерживаем больницы, предоставляя лекарства и медицинские материалы для лечения раненых.

Каждый день я слышу о проблемах и тяжелых условиях жизни, к которым привел вооруженный конфликт. Но я также вижу, как наши команды – врачи, медсестры и психологи – меняют жизнь людей к лучшему. Это дает мне мотивацию, это та причина, по которой я хочу продолжать работать.

В сентябре в Мариуполе мы начали проводить группы поддержки для пожилых людей, которые были вынуждены покинуть свои деревни, а также для наиболее уязвимых жителей города. Цель состоит в том, чтобы дать участникам возможность поделиться связанными с конфликтом тревогами и горестями, познакомить их со средствами управления эмоциями, которые можно использовать для преодоления стресса, чтобы улучшить физическое и психологическое самочувствие. Кроме того, группы становятся площадкой для общения и взаимной поддержки, а также обмена опытом между вынужденными переселенцами и местными жителями.

Татьяна Клименчук – медсестра 

Я родилась в Марганце, маленьком индустриальном городе в Днепропетровской области. Переехала в Мариуполь в 2000 году. Еще ребенком я мечтала стать медсестрой или врачом, чтобы помогать людям. Помню, как я маленькой девочкой бинтовала котов и собак, пытаясь делать, как настоящие врачи.

msf_nurse_tatyana-klimenchuk-_john-wendleЯ всегда работала медсестрой – сначала в государственной больнице, а затем в хирургическом отделении. Для меня это призвание. Не могу себе представить, чтобы я занималась чем-то другим. За долгие годы работы я приобрела большой опыт, научилась работать рука об руку с врачами.

Я и раньше слышала о «Врачах без границ», но думала, что в Украине эта организация не работает. И вот однажды около медицинского учреждения, где я работала, я увидела машину, из которой вышли несколько человек, все они были одеты в одинаковые жилетки, некоторые говорили по-английски. Мне стало любопытно, и я спросила у коллеги: «Кто это?». Он ответил, что это «Врачи без границ». Я очень обрадовалась, что эта организация, оказывается, работает и в Украине.

Когда я вернулась домой, я зашла на сайт «Врачей без границ» и узнала, что они оказывают медицинскую помощь людям, пострадавшим в результате конфликта. Тогда я точно решила, что хочу работать с ними. После того как я подала резюме на вакансию медсестры, нам потребовалось некоторое время, чтобы связаться друг с другом: я перепутала две цифры в номере своего телефона! К счастью, им удалось найти меня.

Я прожила много лет в Мариуполе, где больницы работают в нормальном режиме, где есть весь необходимый медицинский персонал и люди могут легко получить доступ к помощи. Когда начался конфликт, многие медики уехали из региона, медицинские учреждения были частично или полностью разрушены в результате обстрелов, а цены на лекарства возросли. В таких местах люди очень нуждаются в помощи.

Как медсестра я хотела сделать что-то для этих людей, чтобы они могли получить медицинскую помощь, чтобы их жизнь улучшилась.

Я больше волнуюсь о наших пациентах, о том, что, если случится обстрел, они не смогут добраться к нам и получить помощь. Например, некоторые боятся выйти из дома и пойти к доктору.

«Врачи без границ» ведут постоянный диалог со всеми сторонами и органами власти, следят за обстановкой, чтобы обеспечить безопасность для своих сотрудников и операционной деятельности. Так что я чувствую себя в безопасности, когда я еду на места.

msf_maurice-ressel_f2a1504

Когда я начала работать с «Врачами без границ», я прошла определенную подготовку, в том числе в области психологической поддержки, так что была готова находиться и работать в небезопасных условиях.

Конечно, мы запоминаем наших пациентов, так как большинство из них консультируем месяцами и видим каждую неделю. Так, например, обстоит дело с людьми, которые страдают хроническими заболеваниями, а мы обеспечиваем их лекарственными препаратами. Мы знаем о ситуации в их семьях, как они живут, у кого есть муж, семья, которая может поддержать их, у кого есть дети.

Я помню одного пациента, который был очень удивлен, когда получил свои лекарства на дому. Он не мог прийти в мобильную клинику, которая в тот день приехала в его деревню. Я волновалась за него, потому что знала, что ему нужны витамины и определенные препараты, поэтому мы решили доставить ему лекарства на дом. Он перезвонил и очень благодарил нас.

Ilona, 4, was adopted during the war. Her mother is worried she is malnurished and brought her to an MSF mobile clinic in the village of Kamenka, in Eastern Ukraine where MSF provides medical assistance to the population cut off even from basic care.

В наши мобильные клиники приходит очень много пациентов. Каждый из них по-своему старается справиться с ситуацией. Но, конечно, сложно забыть о людях, которые находятся в очень тяжелом положении и остро нуждаются в медицинской помощи.

Вот один пример: пожилая женщина с дочерью живут в чужом доме. У них не осталось ничего: ни паспортов, ни доходов, ни даже одеяла. Выживают они только благодаря помощи деревенских жителей. У обеих проблемы со здоровьем, в том числе болезнь сердца, требующая регулярного медицинского наблюдения. Забыть о том, что люди живут в таких страшных условиях, невозможно.

Медицина – это не о деньгах, не о заработке, это о призвании. Для меня «Врачи без границ» – это больше, чем работа, это возможность оказывать помощь тем, кто больше всего в ней нуждается. Это для меня самое главное.

Читайте нас в Telegram-каналі, у Facebook та Instagram

Читайте також

Три історії про шкарпетки, ключі та перукарські ножиці

Три історії про шкарпетки, ключі та перукарські ножиці

Війна, будьмо відвертими, час не лише героїчних історій, зразкової витримки та залізобетонної стійкості. Насправді великою мірою війна про емоційні гойдалки, коли водномить зриваєшся з піку ледве набутої рівноваги і...

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

Лекторка, консультантка з комунікацій, контенту та креативу, комунікаційниця, авторка статей, співзасновниця PR Army та лідерка проєкту «Where Are Our People?», керівниця з комунікацій в «Ukraїner» — протитрувати Анастасію...

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

6000 матеріалів для ЗМІ у 78 країнах з охопленням понад 7 млрд: Співзасновниця PR Army Анастасія Марушевська про те, чим займається «армія піарників» під час війни 

Лекторка, консультантка з комунікацій, контенту та креативу, комунікаційниця, авторка статей, співзасновниця PR Army та...