В больницах хочется видеть приветливых, отзывчивых и компетентных врачей. Годы обучения и практики готовят их к ответственной работе. Но могу заверить, что не каждый день и не каждый час в медицинском вузе посвящен подготовке виртуоза-хирурга, мастера диагностики и эксперта в терапии. На своей «шкуре» я прочувствовала и прошла эту школу жизни – пять лет, чтобы выстоять очередь за дипломом провизора в запорожском медвузе. Я вернулась спустя несколько лет после выпуска, чтобы посмотреть на изменения, которых по-прежнему нет.
Отработка обучения
Здесь все работает по старинке: как оборудование, так и преподаватели. Выполняют задания практически безропотно, чтобы не попасть под жернова местной тоталитарной системы.
В девять часов утра первое, что бросается в глаза, – студенты в спортивных костюмах и в куртках самозабвенно машут метлами и граблями.
– Почему вы убираете территорию?
– У нас ведь и выбора нет. Физкультура – значит уборка.
Никто не спрашивает желания или согласия, не смотрят даже на состояние здоровья. За справкой в больницу студенты идут только в крайнем случае. Это, например, если на скорой увозят. А так – все же медики, могут сами себя вылечить. Как запасной вариант точно есть пара-тройка знакомых фармацевтов, которые помогут с подбором лекарств.
В учебе главный инструмент – руки, и неважно, откуда они растут. Чудесам качественной уборки научены все. Дежурства по общежитию – драишь полы, туалеты, кухни за такими же студентами, как ты, но гораздо менее опрятными. На кафедре моешь и полы, и стены, и панели, и вытяжные шкафы… За что, интересно, получают свою зарплату технические работники? Или в столовой, например, дежуришь – сдаешь деканату зачет по «челночному бегу» от столовой до корпусов с коробкой, полной свежей сдобы. Иногда могут и бесплатной булочкой поощрить… Но обиднее всего, что эти пропущенные учебные часы – просто потраченное время, ведь и не учишься, но и в счет летней отработки не идет.
Летняя отработка – третий, трудовой семестр. Выходных нет – в универ как на работу. Трудовой семестр был введен вместе с правилами поведения, но раньше касался только бюджетников, а теперь университету все должны отдавать трудовую повинность.
На сайте www.osvita.com.ua в комментариях и оценках о вузе можно увидеть различные отзывы от студентов, выпускников, родителей и даже от абитуриентов. О летней трудовой повинности рассказывают, например, что «батрачить приходилось три года летом по целому месяцу – и на грядках, и на этажах, и на кафедре». Видов труда много: мойка полов, покраска, вынос мусора, ремонтные работы – все, на что у вуза не хватает денег или техперсонала.
Деканат называет уборку «обязанностью студентов», но бунт поднимать бесполезно. Я пыталась бастовать против таких мероприятий, но уже через месяц меня отчитывал декан вместе с замдекана. Сказали, что распорядок – один для всех, а за невыполнение могут отчислить.
Отдельная тема – отношение деканата к студентам. Эти люди должны помогать в поиске и решении проблем, но они, скорее, их создают. На каждой лекции говорят: «Приходите к нам, мы поможем». Приходишь и подвергаешься моральному прессингу: «Зачем домой, ты же учиться приехала»; «К мамке захотелось?», «На свадьбу к брату? Он, что, без тебя не справится?» и в таком духе. Когда мы по своей воле идем договориться, то получаем отказ, а после отъезда – еще и проверки с официальной отметкой об отсутствии, а там – и оплата пропусков.
Многие считают, что старосты потока и их помощники в деканате пожинают все блага своего положения. Но и тут все не так. Людей, которых должны ставить в пример, не ставят ни во что.
«Староста курса работает через старост групп, контролирует и корректирует посещаемость, успеваемость, поведение, а я – академсектор, ему помогаю. Но это лишь в теории. Я и воду носила дистиллированную с кафедры на чай секретарям, и посуду после них мыла… Как я могу быть примером, если я иду по коридору с пакетом грязной посуды от секретарей, чтобы вымыть после их пиршеств, а навстречу мне – мои «подчиненные»? Как, думаете, себя ощущаю?» – говорит помощница старосты одного из факультетов.
О вузе на упомянутом выше сайте есть как хорошие отзывы, так и плохие, если по справедливости – где-то поровну. История запорожского медвуза запятнана несколькими громкими происшествиями. Свежее и резонансное случилось в 2013-м – тогда двое студентов убили и расчленили свою одногрупницу. Это, конечно же, повлияло на систему охраны, ужесточение мер предосторожности и отчетность за прогулы.
Трудовая терапия
– Ой, девочки, наконец-то вы пришли! Вот она – ваша работа, – говорит лаборантка, указывая на баночки из-под реактивов, лежащие в раковине, и переводит взгляд на пол, где стоит поддон с еще полусотней таких же. На часах 14.20.
– И это все – нам?
– Да, только надо тщательно их вымывать. Сначала капаем моющего, затем внутри пузырька моем донышко, стенки, горлышко (внутри и снаружи), а также посторонние капельки. Если будет парафин – сдирайте лезвием, но этикетку не трогайте!
– Я надеюсь, это все? – спрашивает моя напарница, окидывая фронт работ поникшим взглядом.
– Нет, что вы! Я сейчас еще тряпочки приготовлю и ведрышко. Полы помоете в коридорчике. И свободны.
– Ладно. А перчатки? Дайте пожалуйста.
– Э, нет! Это мои. Я их никому не даю. Но вы у меня девочки хорошие, поэтому дам я вам перчатки. Только, девчата, осторожно! Они новые! – лаборантка протягивает нам по паре одноразовых резиновых медицинских перчаток.
Спустя полчаса кропотливой и добросовестной работы лаборантка приходит нас подгонять – рабочий день до 16.00, а дел еще невпроворот: «Давайте скорее, я и так за вас вашу работу сделала – коридор помыла».
Внезапно появляется другая лаборантка, которая доказывает, что мы лентяйничаем и все делаем не так. Поэтому нас прогоняют в 15.28, но дежурство на кафедре засчитывают.
Права и обязанности
Согласно закону «Об образовании» студент имеет 15 прав, среди которых – «защита от каких-либо форм эксплуатации, физического и психического насилия» (статья 51) и три обязанности (статья 52):
1) соблюдение законодательства, моральных, этических норм;
2) систематическое и глубокое овладение знаниями, практическими навыками, профессиональным мастерством, повышение общего культурного уровня;
3) соблюдение устава, правил внутреннего распорядка учебного заведения.
Найти устав «меда», чтобы ответить на возникшие вопросы, оказалось непросто, к тому же многие студенты верят на слово, исполняя каждое «должны».
– А зачем вам?
– Хочу разобраться в своих правах и обязанностях.
– Вы должны учиться и соблюдать правила внутреннего распорядка. Это все.
Чаще всего дальше преподавательского «обязаны» студенты не идут, потому что боятся поднимать вопрос или высказывать несогласие из-за угрозы отчисления. В течение двух недель поисков меня не покидало ощущение, что документацию скрывают под семью замками в тридевятом царстве. Секретари указали на договор об обучении на контрактной основе. Там расписан перечень юридических документов, а также права и обязанности студента. Но есть несколько «но».
Во-первых, в перечне документов значится устав учебного заведения, проведенный через приказ Минздрава №366 от 13.04.16. Эти дата и номер приказа указаны в аккредитации по специальности “Педиатрия”. А вот на сайте Минздрава в тот день приказов с этим номером подписано не было.
Во-вторых, значатся обязанности студента вперемешку с правами согласно закону «О высшем образовании», т.е. четкого разграничения нет, а права обязанностями быть не могут.
Однако, устав – это всего лишь часть «Положения про структурные подразделения и организационные процедуры». Эти положения являются местной конституцией, в которой есть вся информация о правилах жизни студента и преподавателя.
В разделе І “Общие положения”, п.1.1 устава учебного заведения нет ни одного слова об уборке. Однако в п.1.4 «Трудовой распорядок» значатся обязанности студента, в числе которых: «в установленном Университетом порядке принимать участие в ремонтных работах своих жилых помещений, по упорядочиванию студенческого городка, по материально-техническому обеспечению учебного процесса». А одним из основных заданий студенческого самоуправления, согласно п.1.14, является привлечение студентов к трудовой деятельности вне учебного времени.
И только изучив весь устав, в п. 2.21 про внутривузовскую практику нашлось упоминание о летнем трудовом семестре, а в приложении 4 к данному пункту – правила внутреннего трудового распорядка, в котором и значатся те волшебные «вы должны».
«В течение учебного года при согласии первичной профсоюзной организации студенты 1-го, 2-го, 3-го курсов медицинского и фармацевтического факультетов распоряжением по деканату обязаны убирать территорию университетского городка после занятий на протяжении 45-60 минут по графику, составленному органами студенческого самоуправления» (из приложения 4 п.2.21 “Положений про структурные подразделения и организационные процедуры”).
А также критерии: «Студенты обязаны придерживаться трудовой и производственной дисциплин – работать сознательно, честно, по совести, своевременно и точно выполнять распоряжения администрации…».
Таким нехитрым образом «учебное» время и «академические» часы складываются в часы, дни и недели трудовой повинности. Трудотерапия, согласно уставу, заканчивается после третьего курса. У студентов остается лишь несколько лет, чтобы в полной мере освоить медицинское ремесло и стать профессионалом.