Женщинам не нужна менструация

/
4095 переглядів

Сделав перевод большой колонки Аланы Массей для The Atlantic , мы лишь показываем одну из позиций, которая имеет право на жизнь. Вскоре мы опубликуем интервью с гинекологом, в котором ответим на все вопросы о менструации, а пока – опыт зарубежных коллег. 

Что бы ни говорили о «противоестественности» использования контрацептивов для  устранения менструации – это, как минимум, безопасно.

По какой бы причине женщина ни обратилась к врачу – будь то головная боль или сломанный палец, – вероятность того, что уже на первой минуте визита ее спросят о дате последней менструации, довольно велика. Я обычно привожу докторов в замешательство ответом: «В мае 2012». Именно поэтому в последнее время я сначала объясняю, что у меня стоит внутриматочная спираль Мирена (Mirena). Использование данного средства контрацепции имеет обыкновение приводить к тому, что частота и длительность месячных сокращаются, а у некоторых они пропадают вовсе.

[adrotate banner=”12″]

Я отношусь к последним. Обычно подобное объяснение удовлетворяет большинство враче. Но на днях одна медсестра, окинув меня откровенно осуждающим взглядом, спросила: «А что будет, когда ты захочешь завести детей?» На это я совершенно логично ответила, что когда я решусь зачать ребенка, я выну спираль. Тем не менее, она не отступала: «Ну как-то странно это, когда внутри тебя находится посторонний объект». «А когда внутри тебя ребенок – это не странно?» – возразила я. На этом разговор был окончен.

Бестактные выпады этой медсестры скорее исключение, чем правило. Однако следует признать, что не одна она с подозрением относится к тем методам контрацепции, которые ведут к исчезновению регулярных месячных.

Подруги считают, что я живу в постоянной тревоге: «А уж не залетела ли я часом?». Любовники (я отнюдь не моногамна) интересуются, не переживаю ли я, что стану бесплодной. «Противоестественно» – этот эпитет я слышу довольно часто. Даже весьма поверхностный анализ лексики, связанной с темой менструации, указывает на существование тесной связи между месячными и женским самосознанием.

Первая менструация девочки-подростка обычно встречается фразой: «Ты становишься женщиной!». В аптеке для указания полок с прокладками и тампонами используется эвфемизм «средства женской красоты и гигиены». При этом, что характерно, на соседних полках в этой категории обычно стоит еще масса «женских» товаров с особым, «женским» дизайном – бритвенные станки, декоративная косметика, шампуни, – все для того, чтобы выглядеть и чувствовать себя более женственно.

В качестве лирического отступления: упор на «женскую природу» месячных полностью игнорирует существование мужчин-транссексуалов,  у которых есть менструация. Все эти «средства женской красоты и гигиены» призваны устранить или скрыть те функции женского тела, которые принято считать «не женственными» (ведь истинные леди не потеют и ходят с идеально гладкими подмышками), совсем как тампоны и прокладки, специально разрабатываемые для того, чтобы месячные проходили незамеченными.

[adrotate banner=”8″]

Менструация – это больно, неприятно, некрасиво, это «фу», и вердикт современного общества: раз уж месячные являются отличительным знаком женщины и без них никак нельзя, то давайте хотя бы сделаем их как можно менее заметными. Находятся и те, кто считает полное прекращение месячных лучшим выходом в данной ситуации.

«Есть много женщин, которые просто не хотели бы менструировать каждый месяц. Они принимают оральные контрацептивы на постоянной основе. Подобная практика не несет никакого вреда – ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе».

«Нет совершенно никаких медицинских показаний к тому, что женщина должна менструировать ежемесячно», – считает Элисса Двек, клинический доцент кафедры акушерства и гинекологии медицинского института Mt. Sinai в Нью-Йорке. «И нет ничего плохого в том, чтобы слегка «изменить параметры настройки», если месячные доставляют женщине физический дискомфорт».

Черри Кольер, тренер личностного роста из города Мариэтта, штат Джорджия, – как раз такая женщина. Когда Черри обратилась в клинику с жалобой на обильное кровоизлияние во время месячных, врачи нашли у нее три фибромы матки. Приговор был суров: гистероэктомия (удаление матки). Поскольку Черри все еще была в детородном возрасте, она пустилась на поиски альтернативных решений проблемы. Вскоре Черри выяснила, что более приемлемым выходом будет запастись противозачаточными таблетками, пропустить неделю на плацебо и начать принимать – дозированно и на постоянной основе – гормоны, которые помогут устранить менструации и, как результат, положить конец ее мучениям.

«Я наконец-то почувствовала себя свободной, и это было так здорово! – делится со мной Черри. – Теперь мои месячные не такие болезненные, выделений совсем чуть-чуть, а главное, чувствую я себя совершенно по-другому, потому что такие месячные – это мой выбор».

[adrotate banner=”12″]

Каролин Томпсон, акушер-гинеколог и стипендиат Американского Института Акушерства и Гинекологии, сообщает мне в переписке, что метод, используемый Черри, во-первых, абсолютно безопасен для здоровья, а во-вторых, широко использовался до вывода на рынок таких оральных контрацептивов «продленного цикла» как «Сизонал», «Сизоник» и Quartette. Эти препараты разработаны специально для того, чтобы позволить женщине «пропускать» месячные, хотя по составу гормонов они ничем не отличаются от других противозачаточных таблеток. «Некоторые женщины хотели бы полностью избавиться от месячных,  – например те, которые во время менструаций испытывают серьезное кровотечение и/или спазмы, женщины, страдающие мигренью или эндометриозом, – пишет Томпсон. – Есть много женщин, которые просто не хотели бы менструировать каждый месяц. Они принимают оральные контрацептивы на постоянной основе. Подобная практика не несет никакого вреда – ни в краткосрочной, ни в долгосрочной перспективе».

До появления домашних тестов на определение беременности регулярные месячные служили женщинам гарантией отсутствия беременности. «Когда ученые, работавшие над изобретением противозачаточных таблеток, спросили женщин об их пожеланиях, многие сказали, что менструация нужна им для того, чтобы убедиться, что они не беременны», – рассказывает Джеймс Сегарс, заведующий отделом репродуктивной медицины и исследований здоровья женщин при кафедре акушерства и гинекологии. – Месячные, которые приходят во время приема оральных контрацептивов, – это всего лишь так называемые фармакологические месячные».

Изобретение оральных контрацептивов было только началом процесса по установлению женщинами контроля – не только за способностью к зачатию и размножению, но и за своими месячными. «Кодовым» названием менструаций часто выступает фраза «то самое время месяца», однако у многих «критические дни» зачастую приходят нерегулярно и неожиданно. Оральные контрацептивы помогли решить эту проблему. Кроме того, прием противозачаточных таблеток помогает справиться с избыточным кровотечением во время месячных и облегчить проявления эндометриоза. Месячные, – какой бы естественной функцией женского организма они ни были, – могут серьезно нарушить привычное течение жизни. Особенно тогда, когда их сопровождает боль или чрезмерное кровотечение, на борьбу с которыми приходится выделять дополнительное время и силы.

[adrotate banner=”8″]

Кристин Винченцо, специалист по связям с общественностью из Нью-Йорка, начала делать инъекции препарата Депо-Провера в 1999 году. До этого она принимала противозачаточные таблетки Микронор (Micronor). До начала приема контрацептивов месячные у Кристин были нерегулярными. В то время методы длительной обратимой контрацепции, такие как внутриматочные спирали, которые переживают сейчас вторую популярность, не были в широком ходу, так что эффект контрацептивов вызывал у окружающих законный скепсис.

«На мой взгляд, – считает Кристин, – есть масса вещей, благодаря которым я чувствую себя женщиной, и менструация не входит в их число». Хотя Кристин твердо уверена в том, что отсутствие месячных было, вне всяких сомнений, положительным опытом, по ее рассказам, в то время установка внутриматочной спирали считалась рискованным предприятием, поэтому сама Кристин выбрала уколы Депо-Проверы. «Я просто все еще помню «страшилки» о спиралях, которые ставили в семидесятых, когда я была моложе, так что я даже не стала рассматривать подобную опцию».

Эпохальное исследование, опубликованное в New England Journal of Medicine в 2013 году, гласит, что выделяющие гормоны внутриматочные средства контрацепции помогают женщинам с избыточным менструальным кровотечением лучше, чем традиционно применяемые в данных ситуациях препараты, в частности гормональные противозачаточные таблетки. Даниелла Бузи, 31-летняя мать двоих детей, решилась на установку внутриматочной спирали «Мирена» после того, как из-за чрезмерного кровоизлияния во время месячных она вынуждена была пропустить занятия в институте, в то время как сильные спазмы, по ее словам, остановили ее жизнь в «эмоциональном и физическом плане». Но и Даниелле пришлось столкнуться со скептиками: «Подружки по-прежнему говорят мне: мы вот никогда не дадим засунуть в себя инородное тело. Есть же другие способы». Ровесницы Даниеллы по-прежнему сомневаются в безопасности использования внутриматочных спиралей, но она считает, что «риски есть и в таблетках, и в уколах; лично для меня спираль стала хорошим решением».

[adrotate banner=”12″]

В связи с тем, что все больше женщин прибегает к методам длительной обратимой контрацепции, которые существенным образом снижают объем и силу кровотечения при месячных, зачастую полностью устраняя его, многих начинает заботить, не вызывают ли подобные практики негативных или «противоестественных» последствий.

«Мирена» является одним из самых популярных типов внутриматочных спиралей. Она высвобождает гормоны и предохраняет от нежелательной беременности в течение пяти лет. Томпсон рассказывает, что в ее клинике почти ни дня не проходит без того, чтобы кто-то не обратился за установкой гормональной внутриматочной спирали, такой, как «Мирена». «Женщины считают, что отсутствие месячных противоречит женской природе. Или же некоторые думают, что если менструация не наступает, то у них в матке что-то «накапливается», – сообщает мне Томпсон.

На самом деле внутриматочная закупорка гораздо более вероятна, если женщина не принимает гормональные контрацептивы. «Риск в том, что если месячные не приходят, когда женщина не принимает  гормональных контрацептивов, легче оставить незамеченным разрастание эпителия матки, которое при худшем развитии событий может оказаться злокачественным», – замечает Томпсон.

Отдельным предметом дискуссии об искусственном прекращении месячных выступают женщины, для которых менструация – это изнуряющее, подрывающее здоровье и силы событие.

Но существуют и те, для кого месячные – это просто-напросто неудобство, те, кто просто не хочет их иметь. Например, такие, как Сьюзен Шейн, 29-летняя автор, пишущая о путешествиях. Сьюзен поставила внутриматочную спираль потому, что из-за хаотичного графика командировок она была вынуждена часто пересекать часовые пояса, и это крайне затрудняло ежедневный прием оральных контрацептивов в одно и то же время. Какое-то время она пользовалась вагинальным кольцом «Нуваринг» (NuvaRing), но по условиям хранения оно должно содержаться при низкой температуре, а в путешествиях Сьюзен это не всегда было легко организовать. «Я люблю путешествовать, люблю походы. Мне нравится то, что я могу не волноваться о месячных», – говорит Сьюзен.

[adrotate banner=”8″]

Еще одна моя собеседница, Дженнифер Хэнкок, писательница из округа Мэнети, штат Флорида, объясняет, что выбрала «Мирену» исключительно для того, чтобы полностью избавиться от месячных. «Когда это является привычной частью твоей жизни, – заявляет Дженнифер, – ты не отдаешь себе отчета в том, сколько на это уходит времени и денег».

«Избавление от месячных экономит женщинам деньги и время, снимает боль и стресс, и все это – без каких-либо известных медицине побочных эффектов».

Я отношу себя к тем, кому месячные доставляли неудобство. Если совсем начистоту, то у меня вызывал отвращение тот факт, что я была вынуждена кровоточить от трех до семи дней в неделю каждый месяц, когда к этому не было абсолютно никаких медицинских показаний. Известный рекламный слоган обезболивающего Midol когда-то гласил: «Ибо твои месячные – это больше, чем боль». Это совершенно точное определение, и не только для таких, как я, – женщин, которые не хотят покупать тампоны и хотят носить белое в «критические дни».

Есть женщины, работающие посменно, которым не так-то легко лишний раз отлучиться во время смены в уборную. Женщины, работающие на. «мужских» работах, где им приходится прятать средства женской гигиены, чтобы не вызвать еще большего отчуждения со стороны коллег-мужчин.

Работницы секс-индустрии, для которых ежемесячное кровотечение – это сплошная морока. Женщины с маленькими детьми или же женщины, которые по каким-либо другим причинам спят нерегулярно, и которым не нужен дополнительный стресс от того, что противозачаточные таблетки надо принимать каждый день в одно и то же время.

«Ежемесячная менструация – это обнадеживающее, но не такое уж и необходимое явление», – заверяет Сегарс. «И к тому же при использовании методов длительной обратимой контрацепции показатель неэффективности очень, очень низок, так что женщины могут только выиграть от их применения». Разумеется, главным доводом в пользу приобретения средств длительной контрацепции является именно то, что это в первую очередь контрацептивы; они  предотвращают нежелательную беременность. А так как средства длительной контрацепции зачастую выпускаются в форме инъекций или специальных устройств, они более эффективны в предохранении от беременности, так как они значительно снижают влияние человеческого фактора и вероятность ошибки. Устранение месячных – это всего лишь бонус, который экономит женщинам деньги и время, снимает боль и стресс, и все это – без каких-либо известных медицине побочных эффектов. Если же в какой-то момент женщина захочет вернуть себе месячные, все, что ей нужно сделать, – это обратиться к доктору с просьбой вынуть спираль или имплантат.

[adrotate banner=”12″]

Требования терпеть месячные как неотъемлемую функцию женского организма вкупе с требованиями не привлекать к месячным внимания и прятать их от окружающих всеми возможными способами вынуждают многих вставать на защиту менструаций и даже чествовать их.

«Нам необходимо возродить этот опыт и обрести силу в крови, которая нас объединяет», – призывает Сара Огден Тротта в своей статье «Пять причин, по которым менструация прекрасна, несмотря на то, что нам о ней говорят» («5 Reasons Why Menstruation Is Awesome (Despite What We’re Told)»), опубликованной на сайте Everyday Feminism. Джинь Джин, Главный Гармонизатор проекта Cycle Harmony, рекомендует несколько способов чествования менструального цикла. «Уважайте творческий дух и обостренное чувство осознанности, что нисходят на нас во время менструации. Пишите, рисуйте, слагайте стихи, танцуйте и празднуйте… Создайте свое особое пространство, где вы могли бы выйти на связь с блистательной богиней, обретающейся внутри вас», – вот только один из примеров того, как следует отмечать «критические дни».

Также среди рекомендаций значатся ведение дневника месячных и сближение с центром собственной женской силы. И поскольку я ратую за обретение женщинами выбора, а не за сокращение альтернатив, я не буду призывать к тому, чтобы те женщины, которые чувствуют себя блистательными богинями, обретающими единство в крови, специально избавлялись от месячных.

Но я бы хотела напомнить еще одно слово, традиционно ассоциируемое с менструацией: проклятие. Как по мне, так уж лучше пойти против природы, чем ходить под проклятием – в какой бы то ни было день месяца.

Оригинал статьи