Киевлянка изнутри увидела реалии ивент-бизнеса в другой стране и рассказывает свою историю, предупреждая желающих поработать за границей об ошибках, которые ей довелось совершить.
Первый раз я полетела в Индию в ноябре 2015 года, и мне очень понравилось. Там я познакомилась с молодым человеком и через год приняла решение приехать сюда поработать. Это был мой первый опыт работы за границей.
Перед поездкой я долго гуглила разные компании и шерстила соцсети. Нескольких работодателей отсеяла сразу же из-за большого количества негативных комментариев. А потом нашла компанию, у которой не было ни одного плохого отзыва. Мы созвонились по скайпу, посмотрели друг на друга, и они вызвали у меня доверие. Я решила попробовать. Я рисковый человек, пытливый, и мне было безумно интересно узнать, как это – работать на индийских свадьбах. Хотелось поехать и увидеть своими глазами. Сейчас понимаю, что тогда смотрела на все сквозь розовые очки.
Завуалированная правда
Когда я приехала в Нью-Дели, поначалу все было прекрасно. Нас поселили в огромную четырехэтажную квартиру, где на каждом этаже жили разные артисты: музыканты, танцоры, хостес, специалисты по файер-шоу. Офис работодателей находился там же. В каждой комнате размещались две-три девушки. Мой контракт был рассчитан на полгода, согласно условиям я должна была получать $700 в месяц. Рабочий день длился всего четыре часа, однако о настоящем положении дел я узнала, когда начала работать. Стоимость туристической визы на полгода составляла $250, из этой суммы мне вернули $100. Проживание, а также мой перелет из Киева в Дели и обратно оплачивался принимающей стороной. По крайней мере, так было прописано в контракте, который мы так и не подписали.
Первый месяц мои работодатели (ивент-компания) показывали себя с хорошей стороны: говорили, что заботятся о нашей безопасности, просили не выходить вечером на улицу и ни с кем не разговаривать, потому что это опасно. Вскоре мы поняли, что делалось это из корыстных побуждений: из-за большой конкуренции другой менеджер мог перехватить артиста себе. Нам было запрещено выходить из квартиры после семи вечера. Это смущало, но выбора не было. Позже начались и другие недоразумения.
Свадьбы проходили в разных городах Индии. Торжество обычно начиналось в восемь-девять вечера, но мы вставали около семи утра и 12 часов ехали на машине в нужное место. Потом работали четыре часа на свадьбе и ночью опять 12 часов ехали обратно. Бывало так, что за это время в дороге нас не кормили или не останавливали машину вовсе. Вроде мелочь, но когда эти ситуации участились, у девушек начались проблемы со здоровьем.
В Индии считается благоприятным жениться после фестиваля огней Дивали. Поэтому с ноября до февраля мы работали почти каждый день.
Однажды одна из девушек, она была танцовщицей, взбунтовалась против таких условий. А когда вернулась в три часа ночи после шоу, менеджер выбросил ее вещи из комнаты, вытолкнул в спину и без зарплаты выставил на улицу. Мы думали, что она вернется за деньгами. Но благодаря своим сбережениям девушка просто улетела домой и не предприняла никаких действий в сложившейся ситуации.
Белые и дорогие
Моя должность называлась хостес-модель, хотя модельного там на самом деле ничего не было. Индийская свадьба начинается с того, что гости заходят в помещение, и их приветствуют словом «намасте». Среди индийцев считается верхом крутости, когда «намасте» говорят именно белые люди. Это значит, что семья настолько богата, что может позволить себе нанять белых сотрудников.
Любой заказчик может прийти в ивент-компанию и сказать: “Мы хотим взять для свадьбы иностранных девушек, чтобы они встречали гостей, играли на инструментах, танцевали”. Им показывают фотографии, и заказчик выбирает, например – всех блондинок. Внешний фактор здесь обязательно играет роль: высокий рост, симпатичное лицо, подтянутая фигура. Нужно соответствовать этим параметрам, ведь платья, которые нам давали, были размера S, редко – М.
Самая бедная индийская свадьба ниже среднего уровня стоит $20 000. При этом свадьбу в Индии оплачивает невеста – это так называемый вклад в будущее: жених забирает невесту из родительского дома и должен на протяжении всей жизни обеспечивать. Поэтому родители невесты должны вложиться в организацию свадебного торжества, одарить мужа и его родственников. Чем богаче невеста, тем щедрее подарки. На нескольких свадьбах мы видели, как невеста дарила жениху джип или квартиру. Были и подарки скромнее – мопед, ноутбук или телефон. Родственникам дарят сари, шелка, украшения, подносы со сладостями, наборы посуды и постельного белья. Таких подарков на дорогих свадьбах может быть больше 50 упаковок.
Самая дорогая свадьба, на которой мы были, стоила около $3 млн. Пригласили пять тысяч гостей, и их развлекала знаменитая местная певица Санни Леоне, бывшая порнозвезда.
Моя работа была несложной, не нужно вникать в традиции индийских свадеб, хотя хотелось разобраться, что значит тот или иной обряд. На протяжении часа гости собирались, а остальное время заказчики могли попросить нас стать за бар и подавать напитки. Приличные заказчики одевали хостес в красивые вечерние платья. Не очень порядочные просили девушек одеваться как можно развратней: юбки покороче и поглубже декольте. В Индии девушки ходят закутанные в сари, поэтому, когда индийцы видят оголенные ноги или грудь, пялятся во все глаза, как будто видят подобное в первый раз. Но сдержанных людей было все же больше, они давали чаевые и часто просили сфотографироваться – за одну свадьбу я могла сделать фото со ста и более гостями.
Неприемлемые условия
Мне обещали контракт на полгода, однако по прошествии трех месяцев попросили уйти. Аргументировали тем, что у меня здесь молодой человек и это может мешать работе. В один из дней меня так же, как и девочку-танцовщицу, попытались вытолкнуть. Но я сказала, что, если менеджер ко мне прикоснется, я вызову полицию и представителей посольства. Выставляя меня, он угрожал словесно, мол, если я не уберусь сейчас же, то они меня изнасилуют или покалечат. Я ушла, но через пару дней собралась с силами и вернулась требовать зарплату за последний месяц. Другие девушки решились меня поддержать. Зарплату я забрала, но обратный билет стоимостью $350 мне не купили, так как я не отработала контракт. Моя знакомая, которая вышла замуж за индийца, приютила меня и вместе с мужем помогла найти нового адекватного работодателя.
Таких менеджеров, которые попадались мне, в Индии много. Они плетут интриги, настраивают девушек друг против друга, пытаются их соблазнить. И совершенно не заботятся об условиях для своих артистов. Одна из девушек-музыкантов после 12-часовой дороги без еды дудела полтора часа в тромбон. А когда сошла со сцены, упала в обморок, и ее 15 минут не могли привести в чувство, хлеща по щекам и обливая водой. Другая упала в обморок из-за того, что ей туго завязали корсет. Третьей на сцене на голову упала люстра. Менеджеры при этом проявляют минимум участия и пытаются всеми способами предотвратить вызов скорой помощи. Так, девушке с разбитой головой они предлагали остановить кровь салфетками. Но, увидев, что ей становится хуже, все же отвезли ее в больницу.
Девушки очень устают, недоедают, часто травятся местной едой. При этом ничто не освободит от рабочих обязанностей.
Выходной у нас был один раз в неделю, и то, менеджеры хитрили и до последнего момента не говорили девушкам, что у них выходной – чтобы те реже выходили на улицу. Мне сложно что-то запретить. Поэтому как только наступал выходной, меня в квартире уже не было.
Для многих индийцев белая женщина – почти богиня. Но в Индии уровень сохранения брака составляет 80%, и, несмотря на то, что жители Нью-Дели и Гоа начинают придерживаться современных западных веяний, традиционный уклад в остальной части страны все еще силен. Браки продолжают заключать по договоренности родителей, и не каждая семья примет к себе в дом иностранку. И хотя индийцы и женятся на девушках, в частности, из Украины, семьи старых взглядов считают белых женщин ветреными.
Наши девушки на свой страх и риск часто едут на такую работу ради денег либо по рекомендациям, либо через агентов, которые набирают артистов в разных странах. В основном это сезонная деятельность. В Индии с апреля начинается адская жара на севере и сезон дождей на юге – в этот период свадьбы не играют. И действительно, существует распространенная практика, когда девушек оставляют без работы до истечения срока контракта и не выплачивают заслуженные деньги.
В этом году моя бывшая ивент-компания открыла уже второй офис в другом городе, что меня очень печалит.
Я сделала для себя вывод, что это был огромный толчок к личному росту. Конкретный такой пендель. Я поняла, что могу выжить в любой ситуации и при этом чего-то достичь. После того как у меня закончился срок контракта у нового работодателя, я поехала отдохнуть на Гоа. Подала резюме в известную туристическую компанию, которая работает с крупнейшими туроператорами в Украине, России, Казахстане и других странах Европы, пришла к ним на собеседование, и они меня взяли. Да, прежде чем этого достичь, я прошла через многие неприятные ситуации и подтвердила правило №1 – всегда нужно быть осторожным. Я где могла, оставила негативные отзывы о компании, в которой работала, чтобы люди узнали о подобных историях. Многие артисты возвращаются обратно и молчат. Сначала боятся угроз, а потом просто не хотят тратить свои силы на то, чтобы поделиться информацией.