Анастасия-Ева Домани рассказала, как после женитьбы и рождения ребенка она поняла и приняла в себе женственность, решилась на заместительную гормональную терапию, и как трансгендерным людям сегодня живется в Украине.
Детство
Родилась я мальчиком, как положено ходила в детский сад, потом в общеобразовательную школу возле дома. Ничего необычного за собой не замечала, если бы не одно «но» – время от времени меня увлекало надевать женские носочки, колготки и гольфы.
Будучи в школе, я тщательно скрывала, что носила под брюками капроновые колготки, а дома, пока не было родителей, могла позволить себе большее: примерить мамину обувь, изучить косметику. В остальном все как у мальчиков, начиная от игрушек (солдатики, футбол и хоккей) и заканчивая симпатией к девочкам.
В 80-х годах, при Союзе не было никакой информации про транссексуальных людей в газетах и тем более на телевидении, поэтому я считала свое увлечение одним из видов фетиша.
В наше время родителям относительно легче помочь ребенку в юношеском возрасте начать трансгендерный переход – для начала желательно сходить к детскому психологу, почитать литературу и форумы в инете, при владении английским можно найти зарубежные исследования, истории из жизни, просто найти таких же родителей транссексуальных детей, чтобы обсудить волнующие моменты.
Мне и близко в голову не приходила мысль о такой гендерной идентичности как трансгендерность, до учебы в университете я точно не предполагала делать операцию по смене пола – как тогда врачи и пресса называли трансгендерный переход. Стремление одеваться в женскую одежду я сама себе объясняла как проявление сексуальных фантазий и даже читала похожие сцены в известном украинском эротическом журнале «Лель», который я покупала в киосках «Союзпечати», конечно же, «не для себя».
Гормональная терапия
До 20 лет я активно занималась разными видами спорта – от баскетбола и бадминтона до хоккея на льду, футбола и легкой атлетики. У меня к завершению полового созревания было мужское тело с красивой мускулатурой, отличной пропорциональностью веса и роста, волосы росли почти везде, кроме спины. И вот на первых курсах университета я стала ощущать гендерную дисфорию – меня перестало возбуждать только ношение одежды противоположного пола, я делала макияж, надевала украшения, аксессуары и гуляла так на улице. Дальше больше – смело занималась шопингом, в примерочной выбирала юбки и блузы, выписывала журналы для женщин, стала брить тело и ухаживать за ним как женщина.
Гормональную терапию хотела начать довольно поздно, лет эдак в 34-35. Как раз переехала в собственную квартиру, и в кругу моего общения стали появляться трансгендерные девушки, начавшие заместительную гормональную терапию. Поначалу отнеслась к такой перспективе прохладно, не было уверенности в необходимых знаниях про весь сложный и многогранный процесс терапии, боялась реакции врачей и родственников, ведь некоторые изменения видны уже после первых месяцев проведения ЗГТ.
Но препаратов, содержащих женские гормоны, в наших аптеках становилось больше и больше – выбирай на свой вкус и кошелек. Хочешь – орально в виде драже, а можно с трансдермальными пластырями и гелем, через средства внутримышечных инъекций. Я выбрала первый вариант и пока довольна.
Свой «переход» с помощью ЗГТ я начала в октябре 2016 года в возрасте 37 лет. До этого дважды вплотную подходила к терапии, но всякий раз меня кто-то отговаривал по разным причинам, да и я боялась. Гормональная терапия, начатая довольно поздно (как в моем случае), после полового созревания дает меньший эффект, но он уменьшается не пропорционально с возрастом – результаты более ярко выражены в 18 лет, чем в 28, не очень сильно будут отличаться в 38 и 48 лет.
Так вот, в прошлом году я решилась, по совету моей подруги – трансгендерной девушки из Днепра. Если говорить коротко, то через ЗГТ трансгендерные люди пытаются избежать гендерной дисфории и стресса от жизни не в «своем теле». Перед началом терапии обязательно надо сдать медицинские анализы: крови, гормонального фона, можно еще генетического кода, чтобы проверить, какая у человека 23-я пара хромосом, определяющая пол. У женщин две Х-хромосомы.
Я посчитала не лишним сходить в поликлинику к своему врачу-эндокринологу и уведомить о старте гормональных преобразований в организме, также сообщила об этом семейному врачу-терапевту в амбулатории. Кроме этого, здесь присутствует работа над собой: отказ от курения и алкоголя, наркотиков, здоровый сон, легкие физические упражнения, избежание стрессовых ситуаций, нервных срывов и умеренное принятие витаминов. Каждые четыре-пять месяцев желательно проверять гормональный фон организма, посещать эндокринолога и семейного врача.
Трансгендерный переход
Для трансгендерного перехода (смена пола – некорректный термин) есть несколько стадий: социальный переход или изменение гендерной роли один из первых в этой череде, но для определенных транссексуальных людей достаточно, когда человек просит своих друзей и близких воспринимать себя по-другому – как женщину или мужчину, или человека неопределенного пола. Другие осуществляют «переход» с гормональной терапией и рядом операций, чтобы привести свое тело в соответствие со своими внутренними ощущениями. Некоторые после таких операций полностью меняют круг общения и даже уезжают в другие города, чтобы сохранить свою тайну и избежать осуждения.
Во время гормональной терапии или после хирургического вмешательства можно совершать «юридический переход» – частичную или полную смену документов, начиная от свидетельства о рождении (обязательно и для взрослых транс*людей даже при наличии паспорта гражданина страны) до дипломов о высшем образовании, водительских прав и военного билета.
Официально каждый транс*человек, желающий пройти смену документов, обязан не только получить диагноз из Международной классификации болезней (10-го пересмотра), который имеет код F.64.0 и называется «транссексуализм». После упразднения в 2016 году комиссии при Минздраве о смене/коррекции пола поменялась процедура получения такого диагноза. Сначала необходимо посетить семейного врача в государственном или коммунальном медицинском (не частном!) учреждении, объяснить ему что и почему, получить направления к эндокринологу и психотерапевту. Врач-эндокринолог расписывает заместительную гормональную терапию или корректирует ее на основании анализов, может попросить сделать дополнительные анализы из гормональной панели и выдает такое себе заключение или выписку о вашей гормонотерапии.
В психиатрической клинике формально надо наблюдаться до двух лет, но тамошние врачи могут или сразу пойти вам навстречу и дать справку с диагнозом «транссексуализм», или дать направление пройти дополнительных специалистов, чтобы избавиться от ответственности.
Если повезло и все заключения от врачей собраны – возвращаемся к семейному врачу, предоставляем имеющиеся бумаги, и через какое-то время лечебно-консультационная комиссия поликлиники (в составе трех человек) предоставляет медико-социальное свидетельство о смене половой принадлежности в новой форме. Дальше, при необходимости, открыт путь к смене документов.
В Украине гормональные препараты продаются без рецепта, и по сути можно начинать гормонотерапию с подросткового возраста. Важно понимать, зачем ты это делаешь, осознавать последствия и свои финансовые возможности, чтобы планировать покупку гормонов в ближайшие месяцы. Как говорится, ЗГТ – билет в один конец, поэтому каждый человек должен сам отвечать за свою жизнь и здоровье. Врачи боятся проявлять инициативу и что-либо смело советовать в проведении терапии, им проще отговорить вас от греха подальше.
Изменения
Решиться на «переход» – значит делать шаги по кардинальному изменению своей жизни, это дорога к мечте и ключевая цель. Важно быть уверенной и уметь терпеть трудности – уровень стигмы, трансфобии в нашем обществе достаточно высок. Это проявляется в бытовых моментах – от легкой формы в виде мисгендеринга до физического насилия на почве ненависти, ксенофобии и трансфобии. Но не стоит бояться. Мой принцип такой: я люблю и сам спорт, и соревнования идей, точек зрения, ломки стереотипов, – значит, буду преодолевать все барьеры на пути, совершенствоваться, делать работу над ошибками и своего добьюсь!
Ты чувствуешь себя женщиной, но в теле мужчины? Докажи это! Что касается осуждения и порицания твоей гендерной идентичности со стороны коллег по работе, знакомых и друзей, близких и просто временных собеседников – пусть говорят и повторяют одно и то же, что и церковь, и закостенелые «врачи-специалисты» , и маргиналы политических партий и движений. В конце концов, жизнь одна, и каждый человек имеет полное право прожить ее так, как он хочет, мечтает и понимает.
Так получилось, что в 2006 году я женился как мужчина, произошло такое событие под влиянием многих факторов: и ребенка хотела иметь, и родители стали напоминать о создании семьи, так называемой ячейки общества. Мы встречались с будущей супругой два года и в итоге сыграли полноценную свадьбу. Через четыре года родилась дочь. Здесь начинается самое интересное, наверное. Я стала еще целеустремленнее идти к Анастасии – возможно, посчитала, что как мужчина я уже дал все, что мог, теперь в самый раз заняться собой. Ни в коем случае не забываю о семье и дочери, наоборот, провожу много времени в обучении и прогулках с ней, в надежде, что в будущем она поймет меня правильно и станет лучшей подругой.
Миру как женщина я открывалась постепенно, иначе и быть не могло. Годами работала над собой, визуально изучала женщин – походку, манеры поведения, прически, обувь, общий стиль, маникюр и педикюр, макияж, украшения. За годы от университетского до нынешнего периода сделала колоссальный рывок в мышлении и понимании женщин, но многого еще не умею. Так как я идейно увлекалась чулочной продукцией, то немудрено, что в итоге стала работать в Польше над созданием и развитием своего бренда колготок. Там мне удалось пройти школу конкуренции, внедрить стартап и с помощью местных коллег добиться неплохих результатов в производстве и продажах.
Вдали от дома я была счастлива как женщина, что несколько странно звучит, пока не разобраться в деталях, отчего же так происходит. Во-первых, тебя никто не знает как мужчину по паспорту, нет напоминалок от прежних приятелей с постоянным предложением сходить в бар и погудеть до утра, ты раскрепощена и находишься в условиях европейской цивилизации. К тому же работа и ее ритм не давали лишнего времени на пустяки.
Кто-то спросит, как пересекаю государственную границу с паспортом на имя мужчины? Предельно незамысловато: минимум макияжа, стиль унисекс в одежде и нет никаких недоразумений. В банках и государственных органах аналогично, когда дело касается моей идентификации.
Зимой ходила как гость в Верховную Раду на пленарное заседание, так пришлось всю косметику выложить, сделать на голове нейтральную укладку, сапожки на низком ходу – и не завернули. Это как эпизод для показа, что бывает, пока не сменишь паспорт или как минимум не вклеишь в него свою женскую фотографию. В полицию лучше не наведываться вовсе, ничего там не поменялось в принципе, даже на уровне Киева – кадровый состав «звездных» времен, в тебе видят мишень для троллинга, пошлых шуток, и безразличие сквозит в каждом действии.
Жизнь женщины
Так называемый «розовый налог» – очередная уловка маркетологов, которые знают, что женщины чаще делают шопинг и в принципе проводят в магазинах больше времени, чем мужчины.
Сказать, что это волнующий вопрос для транс*женщины? Сомнительно. В Украине львиная доля расходов транс*людей уходит на гормоны, медицинские анализы, лечение с одной стороны и как у большинства сограждан на коммуналку, питание, проезд с другой стороны. Каждый месяц что-либо в этом списке дорожает, поэтому до обновления гардероба доходит по остаточному принципу.
Большую часть вещей я купила за границей по приемлемой цене, когда работала и проживала там, остальное беру в Киеве в дни акций, распродаж или заказываю пошив в ателье у дома.
Вещи украинских дизайнеров подавляющему большинству транс*людей недоступны по банальным причинам – отсутствие постоянной работы, достойной оплаты труда и, повторюсь, существенные затраты на гормонотерапию.
Уклад жизни как женщины – не тот, каким был ранее. Это прежде всего забота о здоровье, о своем теле и духовном наполнении. Я снова стала читать книги, как в детстве и юности, мне безумно нравится смотреть на работы современных художников в киевских галереях и музеях, углубилась в историю феминизма и борьбу за гендерное равенство, особенно через кинематограф, тренинги, лекции, литературу. По сути рассказывать об этом можно долго, так как переворачивается все с ног на голову или наоборот, встает на свои места, столько интересного кругом происходит, что попробуй успеть освоить.
Из мужского остались крепкие мышцы на руках – иногда они помогают уверенно держать… тушь и помаду, размышляя над образом. Привычки – те, что вредные из них, отошли моментально, другие еще формируются. При переходе на ЗГТ меняется сознание, и ты волей-неволей делаешь какие-то вещи, как бы это было свойственно женщине. Уход за волосами стал тщательнее, брови корректировать надо и не забывать смотреть в зеркало, а походка с осанкой вообще визитная карточка женщины.
Что импортировать в женский организм из мужского? Разве что сердце. Люди с двумя сердцами менее восприимчивы к усталости, стрессам и сердечно-сосудистым заболеваниям, представляете, как это актуально в наших условиях!
Мужчины в моей жизни были и будут, хотя сексуальная ориентация изменчива, мне важнее не биологический пол человека, а симпатия, флюиды любви, романтика.
Трансгендеры в Украине
Статистики трансгендерных людей не существует нигде. Даже в дружественных ЛГБТ-организациях, бывшей комиссии по смене пола при Минздраве не владеют подобной информацией по известным причинам. Как часто у нас за 26 лет проводилась перепись населения? Один раз. Волонтеры приходили на дом ко всем гражданам Украины. А транс*люди – самая уязвимая социальная группа, подвергающаяся стигматизации. Многие из них живут тихой, размеренной жизнью, кто-то занят в сфере коммерческого секса, и поэтому эти люди не попадают в статистический учет. Их как бы нет, но они есть.
Единственное, о чем стоит здесь сказать – были определенные цифры в целом по ЛГБТ-сообществу. Так, в Украине насчитывается от 800 тыс. до 1,2 млн представителей ЛГБТ, делим общее количество на четыре по каждой букве и получаем… весьма приблизительные данные.
Чего мы ждем от государства? Как минимум не мешать транс*людям законодательно. Это базовое, минимальное пожелание.
А как должно быть? Это отсутствие дискриминации в трудовой сфере с четкими рычагами кнута и пряника для работодателей, создание атмосферы равноправия, толерантности и уважения к человеку как индивидуальности. Просветительские нотки, информация о транс*людях и феномене трансгендерности – пусть этим лучше занимаются неправительственные организации и фонды, правозащитные и самоорганизации трансгендерных людей. Фраза «Знание – сила» относится к седьмому столетию, но именно с помощью осведомленности граждан твоей страны происходит главный переход трансгендерного человека – назову его универсальный, естественный.
Мне еще придется столкнуться с проблемой сексизма, но меня беспокоит внутренний сексизм у женщин. Читая прессу и смотря телевидение, общаясь с людьми в компаниях, я часто слышу от самих женщин про господство мужчин и оправдание подчиненности женщин «сильному полу». В голове не укладывается подобное. Свойственно такое мнение женщинам в больше степени из сельской местности и в маленьких городках. А трансгендерным женщинам как таковой сексизм не страшен – мы и не через такое проходим в повседневной жизни.
Планы
Вот планов громадье! Иногда они мешаются в голове и сбивают приоритеты. В следующем году Собаки есть идея провести подиумный показ мод транс*людьми – женщины, мужчины, небинарные персоны в качестве аматорских моделей. Ищем желающих помочь в задумке, а также дизайнеров и комфортное помещение.
Крутится мысль создать общественную организацию транс*людей в Киеве, чтобы быть одной семьей, помогать друг другу, иметь представление из первых уст о всем спектре проблем трансгендерного сообщества.
Мечтаю научиться делать перфектный макияж, крутить обруч и завершить, наконец, длинный период лазерной эпиляции. Остальные 158 ближайших планов оставлю в секрете.
В заключение мне хотелось бы рассказать про дату 24 октября, когда во всем мире отмечается Международный день депатологизации трансгендерности. Этот день призван привлечь внимание общества к тому, что трансгендерность – это не болезнь, что гендерная идентичность является предметом самоопределения личности, а не диагностики.
Заглавное фото: Александр Кравченко для gloss.ua