Александра Бадия рассказывает, как получила грант со 100% покрытием обучения в Кембриджской школе искусств и переехала в Великобританию.
Начало
До Кембриджа я провела 16 лет жизни в Кишиневе, занималась изобразительным искусством, организовывала персональные выставки, потом Киев, смена гражданства, любовь к дизайну, диплом бакалавра в Национальной академии искусств и архитектуры, карьера дизайнера в онлайн-фешен-молле, арт-директора на радио и в итоге – индустрия рекламы. На самом деле, поворотной точкой стала именно реклама.
Два года проработала в Geometry Global Ukraine, а после два года в Tabasco стали для меня самыми важными в карьере. Попадая в «сказочный мир рекламы», ты приобретаешь бесценный опыт работы с клиентами, скорость выполнения задач, моментальную генерацию идей и, что немаловажно, большой круг знакомств.
Меня не покидало чувство, что за «ресерчами, дип инсайтами и биг айдиами», я таки что-то потеряла. Как и любому художнику, мне не хватало личных проектов. Так я поставила себе цель участвовать в конкурсах, социальных инициативах, всевозможных коммерческих и некоммерческих арт-проектах, подтянула диджитал, иллюстрацию, забрела на территорию концепт-арта и даже успела поработать с политиками. Ой, последнее вычеркните.
Грант
Просматривая фейсбук, случайно увидела пост о том, что в Киев приезжает Тони Алстон (Tony Alston) из Университета искусств в Лондоне (University of the Arts London; UAL). Да-да, тот самый, который когда-то открыл миру Александра Маккуина. Именно тогда я впервые услышала о DonStream Education Group. Эти ребята проделывают фантастическую работу по поиску талантов в Украине и привозят нам большое количество звезд мирового дизайна из UK. Но даже тогда я не додумалась до каких-либо грантов. Мне просто захотелось проверить свой уровень. Я показала свое портфолио – и через две недели мне сообщили, что я принята на Brand Identity в LCC (один из университетов UAL). Конечно, это прибавило уверенности в себе, но образование на Туманном Альбионе было мне не по карману.
Прошел год, в течение которого я изредка и лениво мониторила гранты, лекции, курсы за границей и продолжала работать в рекламе – как будто смирившись с незакрытым гештальтом в виде образования в UK. Но все, что мы делаем, не зря. Я осталась в базе DonStream, и прошлым летом мне неожиданно позвонили и предложили поступить в Кембриджскую школу искусств (Cambridge School of Visual and Performing Arts) с возможностью выиграть грант вплоть до 100%.
Оказывается, в 2016 году был ряд грантов от Hearst Magazine UK на новую учебную программу Masters (магистратура) по множеству арт-специальностей. Безусловно, это не секретная информация, все доступно на официальном сайте. Каждый может выбрать университет, найти гранты, оформить документы самостоятельно.
Скажу сразу, это лютый фарт. Первым делом я, конечно же, начала собирать заново портфолио, писать personal statement и перекраивать СV с учетом всех прошлогодних ошибок. Подалась, но понимала, что Hearst Magazine UK – это fashion. А я графический дизайнер. И как ни крути, как бы я ни старалась подтянуть свой портфель под моду и арт, он все равно выглядел как презентация для клиента.
Получила ответ: журнал выбрал фотографов и дизайнеров одежды. Ну, не удивили! Я их не особо заинтересовала, а вот в самой школе искусств меня отметили, пригласили на учебу и дали 60% гранта. Но это все равно было, мягко говоря, дороговато. И я четко понимала, что мне нужны все 100%.
Дальше началась магия переписок и внушений, что им нужна именно я. Не поверите – все удалось, и я получила заветные 100%. Совет для начинающих грантоедов: тут понадобится немалое упорство и уверенность в своих силах. Здешние ребята, видимо, не особо знакомы с украинскими реалиями, поэтому очень часто дают от 40% до 80%, полагая, что у тебя все-таки где-то завалялись лишние полмиллиона гривен. Также важно понимать, что из-за наплыва азиатов в UK заинтересованы в наших студентах. У нас высокий уровень художественного образования, прекрасная академическая школа. Вот, например, мои четыре года пластанатомии. Как-то на экзамене преподаватель сказала мне, что я не прониклась пластикой и изгибом малоберцовой кости. Бесценные знания, конечно. Но и без них гранты дают, проверено личным опытом.
Выиграть грант – это только 50% успеха. Меня ждало очередное испытание – международный английский IELTS. И это оказалось реальной проблемой. Так вот, я сдавала экзамен четыре раза и мне каждый раз не хватало 0,5 балла! В Кембридж-то я поехала в итоге, но чего мне это стоило.
Все меня очень поддерживали. Помню, после каждого экзамена я звонила Саше Смирнову (креативный директор и партнер Tabasco, директор клуба Арт-директоров Украины ADC*UA), сдерживала слезы и спрашивала, что делать. А еще моя главная жилетка – это бабушка, герой и мировая женщина, которая переживала все вместе со мной. Также личный респект Андрею Беху, очень поддержал. Ну и друзья, безусловно.
Сомнений не было, я набралась хорошей «спортивной» злости. Ведь гранты выигрываешь не каждый день, а значит, сдаваться нельзя. Дело в том, что из этой гонки ты можешь выпасть на любом этапе. Это может быть английский, неполный грант, боязнь кредитов, проблемы с документами, отказы в визе. Но назад дороги не было. Путь в Кембридж у меня занял восемь месяцев – я боролась с чопорными англичанами, писала письма и говорила, что я должна там учиться, несмотря на то, что мне никак не давался этот IELTS. И что в итоге? Мне сделали предложение – приехать с января на Pre-Masters, проучиться полгода на Art&Design, подтянуть язык и с сентября 2017 по гранту учиться на Masters. Конечно, я согласилась.
Подготовка к переезду
Основная проблема – депозитный счет. На нем должна быть огромная сумма, которая высчитывается исходя из предполагаемого срока обучения. Сразу скажу: от 250 тысяч гривен. Эти деньги должны пролежать месяц в банке без движения по счету. Но систему можно хакнуть, все берут кредиты на месяц в разных банках, занимают у друзей и после получения справки о состоянии счета раздают деньги назад.
Второй важный вопрос – проживание. Все студенческие общежития (больше похожие на пятизвездочные отели) стоят около 1000 фунтов в месяц. Это очень дорого. Я сразу поняла, что нужно искать альтернативу. Да и после моего киевского студенческого общежития, где сквозная дыра в полу посреди комнаты была заботливо прикрыта ковром, мне подошел бы любой вариант. Без сквозных дыр, разумеется.
Для поиска жилья есть два чудо-сайта: spareroom.co.uk и gumtree.com. Первый более узконаправленный. Цены тут «что ты делаешь, прекрати». Моя комната в частном доме (в котором кроме меня живут еще четыре человека) в десяти минутах на велосипеде от центра Кембриджа стоит как аренда квартиры с евроремонтом в центре Киева.
В целом, стоимость комнат начинается от 400 фунтов. Здесь это считается дешевым. При этом важно обращать внимание на Bills (коммуналка): они должны быть включены в аренду, иначе общая стоимость резко возрастет, и мало того – каждый месяц будет существенно разной. Ищите жилье заранее, обязательно заключайте договор, просите копии паспортов хозяев. Мне повезло, я нашла сразу, мы созвонились по скайпу, я заплатила залог – и комната ждала меня за месяц до приезда. Но это тоже скорее исключение – многие хозяева не любят приезжих из-за отсутствия местных банковских счетов. А также не хотят иметь дело со студентами, которые ищут жилье, еще не приехав в Кембридж.
Акклиматизация
Первый месяц была эйфория. Все местные говорят: «Кембридж – самый лучший город для жизни в UK». И это, пожалуй, правда. Здесь собрались интересные люди со всего мира, каждый день проходит множество культурных мероприятий, все обустроено для жизни студентов. И самое важное, что все это в 45 минутах езды от Лондона. В первую очередь я была в восторге от того, как город может быть настолько мультикультурным и открытым, насколько люди ценят архитектуру и традиции. Я узнала много нового об этикете, научилась говорить «сэнкс, хэв а найс дэй», выходя из автобуса. Кроме того, спорт стал частью моей жизни, вытеснив жизнь барную. Мне встречаются прекрасные люди, которые ходят на выставки, учат новые языки, путешествуют.
Из основных впечатлений могу выделить мою боязнь ездить на велосипеде. А ведь это отпечаток Киева с его “вежливыми водителями и ровными дорогами”. Через месяц после приезда я купила горный б/у велосипед за 40 фунтов. Полагаю, все знают, как на Западе для велосипедистов организованы отдельные дорожки, стоянки и т.д.
Учеба
Моя учеба в CSVPA на Pre-Masters сейчас несколько отличается от программы на Masters. У меня практики и теории 50% на 50%. На MA больше теории, анализа и лекций. Также у меня достаточно гибкий график занятий: с 10 до 17 с перерывом на обед + английский. Среда – день самообучения.
В моей учебной программе этого семестра есть три основных задания: создание видео, описание процесса, проект по специальности. Любая работа начинается с источников вдохновения. Так вот, Behance и Dribbble – совсем не источники вдохновения, как многие дизайнеры привыкли думать. Это могут быть фильмы, книги, журналы, музыка, радио, статьи и т.д. Все свои исследования ты должен записывать каждую неделю и высылать куратору курса. Далее создаешь Research Planning, определяешь предмет изучения, начинаешь практическую часть.
Здесь самое важное – эксперимент и процесс. Всего два месяца – и я поняла, что можно жить не по брифу!
Так я работала над проектом Self-Portrait, видео на 45 секунд. Сейчас у меня в работе описательная часть и создание скетчбука. Разумеется, параллельно были и другие задания.
Несмотря на то, что я всегда говорю про высокий уровень художественного образования в Украине, все-таки он несколько устарел. Например, у нас оценивают студентов, сравнивая их работы. Так выставляют оценки и взращивают нездоровую конкуренцию, а у некоторых вообще отбивают желание учиться. В UK оценивается процесс работы из точки А в точку Б в контексте конкретного проекта студента.
Никто не станет говорить, хуже ты или лучше кого-то. Преподаватель смотрит сугубо на твой прогресс и желание совершенствоваться. Он помогает тебе найти себя. Это очень вдохновляет и раскрепощает, особенно после «пушим консьюмера из таргет-групп на кеш велью».
Еще здесь тебе не откажут ни в какой просьбе. Нужен фотоаппарат – пользуйся нашим, фотостудия – записывайся и делай там, что хочешь, материалы для работы – мы закупим, книги – бронируй онлайн у библиотекаря (да-да, с ними есть чатик) и сиди в библиотеке сколько угодно, компьютер – а вот он новенький стоит тебя ждет еще до начала учебы, распечатать проект – у нас своя типография. Вот разве что нет бесплатных обедов. Это обидно, да.
Скажу как есть. Это рай для студента и в моем мире это самая лучшая система образования. Здесь ты – личность со всеми своими проявлениями. Да и как можно не любить CSVPA, если мой ректор Крис Моэн (Chris Maughan) – откровенный фрик: красит губы, ходит в килте, ярких колготках, туфлях с шипами и свитере с Кенни.
Бытовые условия
Осознание того, что я «приехала», началось с переводов цен в гривны. Это было больно. В первый месяц у меня был пустой холодильник. Потом я поняла: нужно перестать переводить, определить среднюю цену и от нее шагать – дорого это или дешево. И вы не поверите, мне стало легче. Например, чашка кофе в обычной кафешке здесь стоит в среднем 2,5-3 фунта, а обед – от 6 фунтов.
Через месяц я уже знала все лайфхаки – где дешевые магазины и рынки, как получать посылки из Украины, как экономить на поездках в Лондон. В Кембридже я уже два с половиной месяца, но этого, пожалуй, не достаточно, чтобы полностью осознать себя здесь. Я живу в частном интернациональном доме: чехи, венгры, испанцы. У нас общая кухня, гостиная, внутренний двор и санузлы. Это очень тихий дом со своими правилами. Сосед из Испании стал моим хорошим другом. Не знаю, с чем это связано, но испанцы – самые общительные и веселые люди в Кембридже. Без шуток, здесь есть две банды: испанцы и азиаты. Для них тут наибольшее количество ресторанов, ивентов, развлечений. Из Украины здесь очень мало людей. В плане языковой практики отсутствие украинцев – это даже хорошо.
Сложно говорить о планах, если ты из Украины. У нас что ни перемога, то зрада. На самом деле, я патриот и даже здесь пиарю нас как могу! Сейчас я продолжаю работать с Tabasco, и это у меня в планах как минимум на ближайшие пару лет. Эта работа стала частью моей жизни, а люди – семьей. Тут надо сказать огромное спасибо моему агентству, лично Лене Сухановой (директор Tabasco), Александру Горлову (управляющий партнер CMS Group) и, конечно, Саше Смирнову. Без них ничего бы не было, это правда. Наилучшим местом для учебы в дизайне я считаю UK, а значит, два года буду здесь.