/
15 хв на читанння

Перефразируя известный интернет-мем, написать материал о феминизме легко: это как кататься на велосипеде, который горит, и ты горишь, и все горит, и ты в аду. О феминизме теперь писать почти так же модно, как и о старых-новых способах похудеть за выходные. Только не у нас. Потому что «не находите проблему там, где ее нет». Потому что «у нас война» и «часть территории незаконно аннексирована», как-то не вовремя, неприоритетно, короче.

Но только 12 декабря (всего неделю перед написанием этого материала) женщины Саудовской Аравии впервые в истории страны смогли проголосовать. Ищете связь? В моей жизни это событие отразилось дважды.  Впервые, когда украинское представительство одного из интернациональных новостных агентств прокомментировало это событие так: «Если в Саудовской Аравии есть феминистки, то на их улице сегодня праздник».  О втором “отражении” вы прочитаете уже через несколько абзацев. За две недели до этого один известный канал, слоганом которого является «только факты» и «канал новостей без комментариев» написал об откровенной фотосессии украинской певицы. Звезда серьезно убавила в весе и объемах, одно из глянцевых изданий провело фотосессию, а канал потом разместил сюжет с подписью «Радость от сброшенных килограмм или активный поиск?». Ну и, конечно же, шумиха из-за календарей предприятий. Одного, который эту эротичную корпоративную традицию начал и, о горе!, в последний год изменил. И второго, который в 12 месяцев уместил все стереотипные фантазии о женском теле и местоположении его в производстве. И правда, не вовремя.

Исследование такой темы, как феминизм, напоминает падение в кроличью нору. Нельзя просто почитать об истории возникновения движения, суфражистках, требованиях «второй» и «третьей» волны, радикальном феминизме, понятии «вуманизма» и выдать читабельную выдержку.

Нельзя даже с удивлением обнаружить, что Ленин был феминистом (да-да, почитайте его труды и переписку с Кларой Цеткин), а СССР – одним из самых прогрессивных в этой сфере (до прихода товарища Сталина, конечно).

Нельзя просто посмотреть на Youtube десятки часов выступлений известных женщин и мужчин, которые выступают за гендерное равенство. Потому что в начале всего этого нужно набрать всего одно слово в поисковике и прочитать первую страницу результатов. А она состоит из статей на популярных порталах, блогах и рассказывает о феминизме, как о чем-то надуманном и переоцененном. Предложат еще тест пройти из разряда «Насколько вы феминист», который будет состоять из клише и крайностей. Не открывайте результаты поиска по картинкам. Никогда. Топ-выдачей будут колкости и мемы, которые дадут фору шуткам о расовой нетерпимости или сексуальной ориентации.

Если серьезно, то первыми избирательное право получили имущие женщины в Новой Зеландии в 1893 году и в Австралии – в 1902 году. Позже избирательное право получили женщины ряда европейских стран (в Финляндии – в 1906, в Норвегии – в 1913, в Дании и Исландии – в 1915, в России, и следовательно в СССР, – в 1917, в Канаде – в 1918). В 1919 году право голосовать добились женщины Австрии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Люксембурга и Чехословакии, в 1920 году – США, в 1922 году – Ирландии, в 1928 году – Великобритании, в 1931 году – Испании и Португалии. В некоторых странах освобожденные мужчины-рабы имели возможность голосовать, но не женщины, независимо от статуса.

Первым международным соглашением, провозгласившим равенство мужчин и женщин в качестве основополагающего права человека, стал Устав Организации Объединённых Наций (1945). Тоже не вовремя, правда? Только в 1979 ООН приняла Конвенцию о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин. Большинство мусульманских стран не признает этих положений. А что у нас?

В одном из европейских магазинов самой известной марки массмаркета, которую мы так ждем в Украине, я купила свитшот. Черный, с каллиграфической надписью на английском языке: «Феминизм – радикальная точка зрения, которая гласит, что женщины – это люди» (Feminism – the radical notion that women are people). Выражение часто используется для определения понятия “феминизм», это цитата Мари Шир из статьи майского выпуска феминистического бюллетеня “New Directions for Women” 1986 года.

На протяжении пары недель я посещала самые разнообразные места и мероприятия, надевая именно его. Иногда внутренне хихикала от предположений знакомых о скудности моего гардероба.

Склад интернет-магазина

После 20 минут ожидания на табло появился мой номерок, и я поспешила к молодому парню под заветной точкой выдачи. Я заказала плед. 1 шт. Попросила развернуть, убедиться в целостности. На полпути разрезания упаковки парень внезапно переключился на нового покупателя – представительного мужчину с новеньким ноутбуком – и начал включать, показывать кабель, заполнять инструкцию, отвечать на его вопросы. Я попросила вернуться к пледу, мой номерок-то еще светится, вот он вверху. Но покупатель меня осадил со словами «мне надо» и отмахнулся, будто я назойливая муха. Будто «не видишь что-ли, я в пальто и ноутбук покупаю, и продавцу лучше бы мне угодить». Развернуть маленький плед и отдать мне его в руки заняло менее двух минут, после того, как я услышала все о новой модели ноутбука, который забрал представительный мужчина. У консультанта, который недоразворачивал мой плед.

Паб

Пятничный паб – это социальный срез работающего населения «после двадцати». И часов, и лет. Вот айтишники с хорошим пивом жалуются на бестолкового тимлида. Вот работницы отдела кадров с вином, коктейлями или тоже с пивом жалуются на других работниц или же бестолкового начальника. Вот дяденьки постарше и поугрюмее – у них водка и много еды. Они жалуются на тех, что пониже, повыше или дома. Среди этого «праздника жизни» живая музыка с вечными хитами на ломаном английском. Именно здесь я удивилась хмыканью и тыканьем в меня пальцем. Это были девушки. С выражениями «вот дура, ни один мужик так не подойдет». Подходили. После вежливого отказа (а вы ведь знаете, что отказывать надо вежливо, ибо чревато) познакомиться один сказал: «ну-ну, посиди еще». Другой резко перешел на грубость и завершил «та ты еще спасибо должна сказать, что вообще подошел». Спасибо.

Хаус-вечеринка в клубе

Тут коктейли дорогие и музыка без слов. Посетители все, как один, – «не такие, как все». Один парень загадочно улыбался, потом глаза скользнули вниз, а с ними и улыбка. Друг, увидев свитшот, сказал, что видел гифку о феминизме. Там кто-то подбрасывает что-то и это потом падает ему на голову. «А как это к феминизму относится? – Ну типа, это как женщины придумали феминизм и теперь не знают, что с ним делать». Понятно.

Лекция по маркетингу

Нас около пятнадцати. Есть шутники и молчаливые. Люди заплатили деньги (хоть и небольшие), поэтому слушают эксперта внимательно. Он, в свою очередь, тоже много шутит и поддерживает «обратную связь с аудиторией». На очередной вопрос, что выиграет в мире интернета по охвату аудитории – котики или дети, я смешливо отвечаю: «Котики, котики!». «Сразу видно, что вы не мать», – выдает эксперт и как ни в чем не бывало продолжает вещать. А я краснею-бледнею и смотрю в блокнот, где рядом с записями по лекции каракули: «3-й гормон. курс, с 16 дн. цикла». Да, наверное, видно.

Новая работа

У меня появилась новая работа. Подавляющие мужской коллектив, все крутые специалисты в своих отраслях. Вот в комнату заходит еще один крутой специалист и читает вслух: «Фе-ми-низм». Потом он презрительно хмыкает и выдает: «Походила бы ты так в Саудовской Аравии», – «… Что, прости?» (у меня округляются глаза). «В Саудовской Аравии, им там недавно разрешили голосовать, кажется». И выходит из комнаты.
На кухне мой коллега бегло пробегает глазами по надписи:
–  Ну вот, дочитал.
–  И что ты думаешь об этом?
–  О надписи? Мне вообще по барабану надписи на вещах… Я думаю, что права женщин все еще притесняются во многих аспектах жизни. Но вот «радикальный»… Не люблю это слово, оно отталкивает людей. Все что радикально – не ок.
– Ну, ты же понимаешь, что здесь слово «радикальный» стоит перед «точкой зрения» и после «феминизм», что не делает это «радикальным феминизмом»? Что это саркастическая игра слов?
– Да, но это как при слове «мусульманин» я не думаю о людях, которые молятся, пекут булочки и вообще… Я думаю о тех, с бомбами… О радикальных мусульманах.
– А что для тебя «радикальные феминистки»?
–  …Вот те, которые с плакатами…
–  Ты сейчас правда приравнял людей с бомбами и женщин с плакатами??
–  …Получается, да… понимаешь, это образ, который складывается на основе медиа, новостей.
– Хорошо, а ты можешь вспомнить какие-нибудь события, за которые были ответственны или к которым были причастны радикальные феминистки? На площадях мужикам письки отрезали, например… (начинаю заводиться).
– …Эмм, нет.
–  Окей, ну вот ты когда говоришь о «радикальных мусульманах», сразу вспоминается ИГИЛ, теракты в Париже, и это только из последнего… но вот феминистки… Ты вообще знаешь хоть одно какое-то событие или видел вообще акции протеста феминисток?
– Получается, нет.
–  То есть тебе не нравятся люди, об убеждениях и действиях которых ты ничего не знаешь и никогда не видел? Ты понимаешь, насколько это fucked up? (когда нервничаю, начинаю языки путать).

–  Значит это кому-то выгодно, хочешь сказать? Чтобы мир оставался сексистским?
–  А разве нет?
–  Ты путаешь два разных понятия. Я могу говорить что угодно о мусульманах, но отношусь я к ним хорошо и не испытываю ненависти. Это два совершенно разных понятия. Го работать.
А я-то думала, мы о феминизме разговаривали.

Считаете ли вы, что я спровоцировала любое из вышеописанных высказываний или действий? И если да, то каким образом? Ну и будем откровенны – ничего ТАКОГО не случилось, правда?

Только разве не самым грустным фактом остается, что каждая была в подобных ситуациях и слышала «ничего такого»? Когда шутили над блондинками или женщинами-водителями? А потом о кухнях или котах? Когда на работе говорили о «тех днях» или «отсутствии мужика»? Или когда при слове «месячные» кривились в ответ? Когда уже не шутя на собеседованиях спрашивали о планировании семьи? Или когда за ту же работу получали 77% от заработной платы мужчин? Или когда в клубе было немного страшно уходить, потому что кто-то не понимал слова «нет»? Когда слышали о жертвах изнасилования «сама напросилась»? Мы привыкли. Ничего такого. Не находите проблему там, где ее нет.

Вот несколько «выдуманных проблем», решения которых добились феминистки:
– предоставление женщинам права голоса в выборах;
– широкий выбор профессии с заработной платой, более или менее сравнимой с заработной платой мужчин той же профессии;
– право подавать заявление на развод;
– право женщин иметь контроль над собственным телом и право решать, какое медицинское вмешательство для них допустимо, в том числе выбор противозачаточных средств и безопасных абортов и многое другое.

Им тоже говорили «не вовремя», «феминизм придумали некрасивые женщины», «что вы вообще себе придумали», «ни один мужик не захочет жениться». Я больше не буду наблюдать за реакцией на надпись «феминизм». Я буду работать над тем, чтобы больше не приходилось этого делать.

По дороге домой я усиленно обдумываю, как закончить это социальное наблюдение. С какими выводами? С каким посылом в массы, чтобы не “радикально? Из-за угла появляются три парня, явно младше меня. Щуплые плечи, голоса еще не до конца обрели нужный тон. Вдруг один оборачивается ко мне: “Улыбайся, бля, тебе так не идет!”. Чувствую, как под пуховиком надпись начинает зудеть. Но я молчу. Потому что это темный переулок, их трое и наверняка “напросилась”.

 И если сейчас “не вовремя”, то когда “уже можно”? Наверняка не скоро. А пока – улыбаемся, девочки. Это нам идет.