Раз в год в моей предыдущей компании проходило оценивание. Сотрудникам могли поставить от A до D, где A – значительно превышает ожидания, а D – не соответствует им. По инструкции, каждый руководитель мог поставить не больше 5% самых высоких оценок. Последние шесть лет я получала именно такую. В 2019 году тоже. Тогда же выдали несколько премий за достижение результатов и за международные награды, а за несколько лет до этого – маленькую, но все-таки часть акций компании.
Я очень гордилась работой и собой. За восемь лет у меня немного стерлись границы, и я сильно ассоциировала себя с 1+1. Мне нравилось отдыхать с коллегами, вместе побеждать конкурентов, делать крутые проекты, чувствовать ответственность за результат.
В кабинете у меня стояло пар 12 обуви, в шкафу висела сменная одежда, я купила себе диван, возле него установила холодильник для вина. Все посылки доставляли в офис, ведь там я проводила времени больше, чем дома. Уборщица на нашем этаже любила пончики, а сантехник дядя Коля всегда был готов поболтать.
Поэтому, когда в январе этого года в первый день после отпуска я сидела в кабинете нового директора (своего бывшего коллеги по правлению) и рассказывала ему о семейном отдыхе на море, его слова «Насправді привід не дуже веселий, компанія змушена закінчити наші відносини. Я тебе звільняю. Не відчуваю, що ти до мене лояльна» показались мне шуткой, я даже сначала посмеялась, а потом поняла, что все серьезно.
Прошло восемь месяцев, и я знаю, что увольнение – лучшее, что могло со мной произойти. Но это пришло не сразу. Как только я вышла из того кабинета, меня охватили чувство стыда и небезопасности (я знаю, нет такого слова, но иначе это не описать).
Стыд, потому что уволили, – неважно, сколько у тебя наград и премий, выяснилось, что ты недостаточно хороша. Стыдно сказать об этом родителям, любимому, друзьям, сыну. Ведь тебя уволили, а не ты сама гордо ушла.
Страшно, потому что потеряла источник дохода. А вдруг не найду работу, а вдруг закончатся деньги, а вдруг придется съехать из квартиры, забрать ребенка из частной школы, продать машину и больше никогда не ездить в отпуск дальше Броваров. И больше всего пугает, что ты никогда никому больше не будешь нужна.
Так вот и то, и другое – глупости.
Нормально, что страшно и стыдно, ненормально жить в страхе и стыде. Поэтому я сделала для себя чек-лист того, что поможет избавиться от страха и стыда.
Для начала – иметь подушку безопасности. «Золотой парашют», компенсация при увольнении, отступные – называйте это как угодно. Это должно быть прописано, и компания обязана выплатить вам компенсацию. Тогда вы точно знаете, что даже если не умеете откладывать деньги, хотя бы год сможете спокойно себя чувствовать. И никому нельзя верить на слово – только бумажка, иначе бывает разное, даже после восьми лет работы (этот пункт решает часть вопросов «страшно»).
Второе – принять. Тебя уволили. И так и говорить. Не «мы решили разойтись», не мы «не сошлись по ценностям», не что-то там еще. Если ты в себе уверена, говори как есть, и если ты хорошая специалистка, то странно будешь выглядеть не ты. Я написала пост о том, что с 1+1 мы больше не вместе, и каждый раз, когда меня спрашивали, почему ушла, отвечала, что меня уволили. На вопрос почему – отвечала: «Честно, не знаю» (это помогает решить вопрос с чувством стыда).
Третье – поступать так, как считаешь нужным. Я сказала, что не хочу никаких релизов о «соглашении сторон». Не собираюсь говорить команде, что это мое решение, и буду, если сочту нужным, предлагать людям работать со мной, куда бы я ни пошла. Мне это было важно и это помогло справиться с чувством страха.
Четвертое – искать работу или новое занятие сразу. Я планировала месяца три ничего не делать, но за первую неделю, пока еще заканчивала дела, провела больше 15 встреч. Через три недели я вышла на новую работу. Ты крута, пока люди помнят, насколько ты крута. Когда тебя уволили, нет времени отдыхать. Нужен план Б, нужна подушка, но, если ты на взлете, не стоит ждать, пока он превратиться в пике.
Пятое – сказать о произошедшем сразу. Рассказать близким и друзьям, не делать вид, что ты все еще ходишь на работу, если ее нет; не пытаться «беречь» и «не травмировать». Это как прыгнуть с пирса. Раз – и все. Сказала и забыла, не хочешь это обсуждать, сразу расставь точки над і – «меня уволили, не хочу об этом говорить».
Шестое – принять помощь. Люди будут пытаться помочь, знакомить с потенциальными работодателями, предлагать работу, звать на кофе – принимай их помощь. Это помогает чувствовать себя нужным. Даже если хочется спрятаться под одеяло, нужно проснуться, надеть что-то сложнее халата и спортивного костюма и двигаться дальше. Наш мозг устроен так, что чем дольше лежишь и себя жалеешь, тем быстрее он к этому привыкает, тем больше вырабатывает гормонов, которые «предлагают» тебе и дальше лежать и страдать.
Если же помощь никто не предлагает – позвони и попроси.
Собственно, все. Ничего сложного. Принять, понять, как тебе нужно, отпустить, искать новую работу или занятие и помнить, что есть люди, которые могут помочь. А еще не переставать верить в себя и знать, что только ты ставишь точку в любой истории – в отношениях в семье, на работе, в дружбе. Другие люди могут поставить максимум запятую, все точки – исключительно твои.
