История, которую я хочу вам рассказать, приключилась со мной недавно в центре города, когда я неправильно припарковалась и загородила своей машиной въезд во двор. Я на эмоциях рассказала ее на своей странице в фейсбуке, и эта ситуация вызвала широкий резонанс: собрала 1,4 тысячи реакций, 865 комментариев и 618 репостов. Так получилось, что она затронула сразу много болезненных для нашего общества тем: женщины-водители, платные и бесплатные парковки, «яжемать», хамство и мизогиния. Так что же там произошло?

Мой водительский опыт

Начнем с того, что я за рулем совсем недавно, всего пару месяцев, хотя права у меня уже 10 лет. Так случилось потому, что я пошла в автошколу и очень хотела научиться все делать правильно, поэтому взяла сразу 40 часов практики. До начала занятий я немного ездила по пустынным улицам с мужем, умела заводить машину, ехать прямо и останавливаться. Но инструктор, который учил меня водить, за 40 часов придирок и муштры сделал так, что я начала панически бояться ездить. После занятий садилась в машину и не могла завестись, путала педали, боялась других машин. Я все-таки получила права, положила их в ящик стола и 10 лет не вспоминала об этом.
Однако теперь у меня трое детей, я жду четвертого и передвигаться с ними на такси стало просто невозможно. Особенно, когда вступил в действие закон о необходимости перевозки маленьких детей в автокреслах — в такси таких попросту нет.
Итак, я села за руль, преодолела свой страх и понемногу начала водить. Оказалось, что наши дороги полны нетерпимости: здесь нормально обижать учеников, женщин-водителей, нерасторопных водителей и просто маленькие или дешевые машинки. Нормально не пропускать, возмущаться, щемить, подрезать, нарушать правила, торопить других водителей. За 10 лет передвижений на такси я наслушалась от водителей вот этих «Кто так едет? А, понятно, за рулем женщина», а теперь я сама стала “А-Понятно”.

Как я перегородила проезд

Далее я публикую историю так, как она была рассказана на фейсбуке с небольшими уточнениями, чтобы убрать двусмысленность формулировок.
Я на четвертом месяце беременности приехала с одним ребенком забирать второго с танцев. Парковочных мест нигде не было, так что я оставила машину напротив ворот въезда во двор. Обычно в таких ситуациях я звоню ребенку и прошу его выйти, а сама остаюсь в машине. А тут выскочила за ней и оставила машину, тем самым нарушив правило.
Меня не было 15 минут. Когда я вернулась с детьми, меня встретил седой мужчина лет 50-ти.
— Это ваша машина?
— Да, моя.
— Ты заблокировала мне въезд, — он тут же переходит на «ты».
— Я прошу прощения, я забирала ребенка, мы уже уезжаем.
— Я сейчас буду вызывать полицию! Ты нарушила закон! — он начинает орать.
— Все-все, мы уже уезжаем.
— Ты никуда не поедешь! Я вызываю полицию!
Я сажусь в машину, дети тоже. Я вожу только с весны, иногда так выходит, что я совершаю ошибки, но я всегда несу за них ответственность, извиняюсь, мигаю дальним, плачу штрафы.
Но этот человек решает не вызывать полицию. Он решает наказать меня сам.
— Ты дебилка! Дебилка! Слышишь, ты дебилка!
Знаете, как это выглядит? Отвратительно. Взрослый мужик с седой головой орет на женщину. Орет, и по нему видно, что он чувствует свою безнаказанность. Женщина с двумя детьми, да что она сделает?
— Я надеюсь, вы сейчас довольны собой, — говорю я и закрываю дверь.
Это его задевает. Он подскакивает ко мне и открывает водительскую дверь моей машины. Я даже не успеваю вставить ключ в зажигание.
— Дебилка! Я сейчас пойду на принцип и заблокирую тебя так, что ты никуда не уедешь, ты поняла? Я тебя ждал тут 20 минут! Ты мне должна денег за ожидание! Ты слышишь, ты мне должна денег! — он орет изо всех сил.
Я пытаюсь дернуть дверь на себя, чтобы закрыть, но он держит ее мертвой хваткой.
— Отпустите дверь, я беременная, мне нельзя нервничать, — я говорю это громко и он точно слышит.
Но пропускает это мимо ушей. Это противостояние длится еще минут пять. Наконец он говорит:
— Ладно, я тебя отпущу, но только из-за твоих детей! Извинись за то, что ты сделала!
Я чувствую, как у меня колотится сердце и как начинает тянуть низ живота. Мне страшно. Голос дрожит.
— Я извинилась с самого начала. Теперь вы меня обзываете, я не буду извиняться.
Больше всего на свете в эту минуту я хочу закрыть дверь своей машины и оказаться в безопасности. Но он держит дверь и не отпускает. Мне страшно, дети в машине испуганно молчат.
Вдруг на машину с другой стороны бросается его жена и начинает кричать:
— Отпусти ее, не трать на нее свое время!
А дальше уже мне каким-то испуганным голосом:
— Уезжайте, уезжайте!
Я наконец попадаю ключом в зажигание и начинаю выезжать. Он кричит мне вслед:
— Пошла вон отсюда! Чтобы я тебя больше не видел!
Мы уезжаем.
И когда я понимаю, что отъехала и отвезла своих детей достаточно далеко, я начинаю плакать. Слезы застилают мне глаза, меня трясет, и я не вижу дорогу. Дети сидят тихонечко, как мышки.
Я нарушила правило и согласна понести за это ответственность. Я точно была не права, и уже дома подумала, что надо было оставить свой номер телефона. Но у каждого преступления есть наказание.
Ответственность, предусмотренная законом в моем случае, — это 255 гривен штрафа. А не эмоциональная экзекуция.
Я постоянно слышу от знакомых мужчин, что феминистки задолбали. Чего они орут, кто их там притесняет? Вы просто не видите этого. Не потому, что вы слепы. А потому, что такие мужчины ведут себя при вас совсем не так.
Я попадаю в ситуацию, в которой человек упивается тем, что я ничего не могу ему сделать, позволяет себе кричать на меня, унижать, оскорблять и угрожать.
Знаете, что было дальше?
Я чудом добралась домой, вся в слезах, на ватных ногах зашла в квартиру, рассказала мужу. Если бы за меня некому было заступиться, история на этом бы закончилась.
Но мой муж поехал, нашел этого мужика, наехал на него. Ну как наехал – очень строго спросил, кто его так воспитывал. И знаете что? «Это спокойный тихий мужик, он сказал, что он очень расстроился, что не смог заехать во двор, и 33 раза извинился. А то, что ты беременная, он, видимо, не услышал».
Просто божий одуванчик. 33 раза извинился перед двухметровым бородатым мужиком. Не передо мной. Не придумала ли я?
Но нет, не придумала. Это ведь не разовый случай.
Одна моя подруга тоже однажды нарушила правило. Ее обогнал водитель-мужчина, резко затормозил перед ней, так что ей ничего не оставалось, кроме как остановиться, вышел и начал орать на нее и унижать. Долго, громко, смакуя каждое слово.
Потом он уехал, она каким-то чудом доехала до дома, вышла из машины и не садилась в нее три года. Три года человек ездил на такси и общественном транспорте, а машина стояла во дворе.
Я даже видела автошколу, которая рекламирует услуги инструкторов, которые учат водить женщин и снимают с них «психологические травмы, нанесенные мужчинами-водителями». Это уже поведение сформировало нишу для бизнеса. Мне рассказали, что в женской автошколе в первую очередь учат блокировать двери, чтобы такие желающие «проучить» не могли их открыть.
Посмотрите на своих жен, на своих мам, которые боятся сесть за руль. У каждого есть хоть одна такая знакомая. Это не нормально. Так не должно быть.
Когда он открыл дверь, я попыталась ее закрыть, но он не дал мне это сделать. И тут я по-настоящему испугалась. Я четко поняла, что физически слабее. Что несу ответственность не только за себя, но и за ребенка в моем животе. И за двоих, сидящих на заднем сиденье.
У меня нет никакой силы противостоять, и он знает об этом.
У меня есть только вы. Только люди, подписанные на меня.
Мужской шовинизм на дорогах нужно остановить.
Сделайте, пожалуйста репост.
#женщиназарулем

Комментарии

Комментаторы разделились на несколько лагерей. Первый и самый многочисленный – это женщины, которые попадали в такие ситуации. Почитав их, я поняла, что моя история — просто блажь по сравнению с тем, через что прошли эти женщины.
Второй лагерь — это люди, которые согласились с тем, что поведение этого водителя неприемлемо, но и машину вот так бросать нельзя. И хотя первым порывом у меня было объяснить всем и каждому, что я и не призываю бросать свои машины на въездах, а прошу только не орать, если это случилось, я все же прекратила попытки достучаться до людей. На каждого эта история действует по-своему. И все же я благодарна им, потому что до их историй не задумывалась о том, что за 15 минут во двор могла бы не попасть скорая или пожарная машина. Они же предложили мне решение, о котором я не знала: оставлять под лобовым стеклом бумажку с номером телефона для таких случаев.
Третий лагерь — самый малочисленный, но самый экспрессивный, это люди, которые попали в заблуждение. Я недавно поняла, что такие люди ищут не правду, справедливость или выход, а подтверждение своих умозаключений. Вот они и сделали выводы из поста, приведенного выше, что эта история про:

  • все мужчины мудаки и их надо отстреливать;
  • я паркуюсь как мудак, потому что я беременная и мне можно;
  • мой муж-мордоворот чуть не убил этого мужика-водителя, и я считаю это нормальным;
  • женщинам нельзя водить;
  • беременным нельзя водить;
  • лично мне нельзя водить;
  • #самавиновата.

О чем эта история на самом деле?

Она о том, что каждый может ошибиться. И все когда-то учились водить и совершали ошибки. Мы делим дорогу с разными людьми и нужно учиться уживаться всем вместе.
Когда мой муж приехал к этому водителю, то тот рассказал ему, что «крутые» машины часто блокируют ему въезд домой по часу, и они плевать хотели, что они кому-то там мешают.
Я думаю, что на мне он отыгрался за все те разы, когда ничего не смог сделать. Наверное, потому что я женщина и у меня маленькая машина. Моя история о том, что так не должно быть. Что это не нормально.
Автомобильное общество – это тоже общество. Тут есть свой язык, свои правила, свой tone of voice. Он сформировался давно, когда мужчин-водителей было большинство, и он предполагает, что вся эта агрессия и дедовщина — это нормально. Так вот пора это менять.