Титул, корона и другие важные (но это не точно) вещи – одно из первых названий этого текста. Но я опустила одну немаловажную деталь. Речь идет о beauty pageants в номинации плюс-сайз. То, что в глазах общественности выглядит как «толстые женщины пытаются убедить всех в том, что они красивые, и пропагандируют ожирение».
Мне 35 лет, я практикующий психолог и спикер. Последние восемь лет я также работаю как одна из первых плюс-сайз-моделей в Украине.
Всю жизнь была склонна к полноте, а попытки похудеть приводили к тому, что потерянные килограммы возвращались в компании друзей. Я пережила генерализованное тревожное расстройство, во время которого навязчивая токсичная самокритика совершенно лишила сил что-либо делать. Благодаря поддержке семьи и психотерапии выздоровела и пришла к выводу, что здоровье дороже, и держу в фокусе именно его, а не соответствие глянцевому стереотипу. Выбрала бодипозитив и бодинейтральность как единственный приемлемый для меня вариант отношения к себе и своему телу.
Я стала плюс-моделью практически случайно. Работая психологом-экспертом в первом бодипозитивном ТВ-проекте в Украине, внезапно оказалась на подиуме среди его участниц. В 2010 году это было настолько неожиданно, что прошло практически незамеченным. Поэтому моя работа модели оставалась, скорее, хобби. Я продолжала практику психолога, вела тренинги и семинары, писала книгу.
После проекта «Модель XL» общественный интерес к теме стал нарастать. В октябре 2018-го я увидела объявление о кастинге на первый конкурс «Мисс Украина плюс-сайз». Его победительница должна была ехать на международный конкурс на Филиппинах.
Когда я наблюдала за конкурсами красоты со стороны, меня всегда смущала объективация участниц. Как можно из 20-30 девушек выбрать самую красивую? Это же не спорт, где есть объективные критерии «выше прыгнула», «быстрее пробежала». Это просто решение нескольких конкретных людей в жюри, которые руководствуются собственными критериями – ведь объективных тут быть и не может.
Несмотря на «почтенный» возраст, кастинг я прошла и стала готовиться к конкурсу. Вопреки стереотипам (родом из кино вроде «Мисс Конгениальность») его программа была довольно небольшой – всего несколько выходов в различных нарядах, никаких тебе конкурсов талантов и собеседований с членами жюри.
Выход в купальниках – довольно рискованное мероприятие, учитывая, что девушки плюс-сайз, – было решено сделать с использованием аксессуаров (парео, накидок и т.д). С одной стороны, это помогло участницам чувствовать себя безопаснее, потому что какой бы уверенной в себе ты ни была, мы все еще живем в обществе бодишейминга, где целлюлит или складка на талии может спровоцировать хамские нападки и непрошенную критику. С другой стороны – подчеркивает, что плюс-сайз-женщина должна «прикрыться», чтобы не раздражать общественность. Подобно тому, как женщине вообще стоит «одеваться скромнее», чтобы «не провоцировать».
Другие конкурсные выходы – в нарядах, предоставленных спонсорами мероприятия, – также имели специфику. Если девушек стандартной модельной внешности достаточно просто одеть, то с участницами плюс-сайз, каждой со своим типом фигуры, это было архисложно. С каждым этапом количество участниц уменьшалось, исходя из количества подошедших нарядов, и это влияло на атмосферу конкуренции.
Организация украинского конкурса была не самой профессиональной, возможно, по причине недостаточного финансирования либо из-за отсутствия опыта у учредителей. Все 22 участницы собрались с силами и делали все, что могли (в том числе, помогая с организационными вопросами).
Сам конкурс прошел достаточно быстро и на одном дыхании. Были выбраны несколько победительниц в различных номинациях. В шестерку финалисток я не вошла (поскольку нарядов моего размера для финальных выходов не было), никаких судейских баллов тоже не было – жюри на конкурсе выполняло скорее декоративную функцию и даже для вида не заполняли никаких протоколов.
Отнеслась к происходящему философски, как к тематическому спектаклю. У меня не было цели выиграть – наоборот, мне было достаточно того, что своим примером показываю другим женщинам: можно быть заметной, видимой, несмотря на формы, вес, возраст. Можно быть смелой, красивой и уверенной в себе. И я знаю, что эта идея очень вдохновляет тех, кто со мной знаком.
Вернулась к привычной жизни, но уже через несколько дней мне позвонили организаторы украинского конкурса. Сообщили, что победительница “Мисс Украина плюс-сайз” не может поехать на международный конкурс и спросили, готова ли я ее заменить.
Для этого нужно было за считанные дни найти необходимую для покупки билета и оплаты оргвзноса сумму и полететь на Филиппины. Согласилась, хотя была удивлена, почему именно я. Вероятно, больше никто из участниц не решился на такую авантюру.
На подготовку и поиск денег оставалось три дня, мы срочно готовили визы и собирались, когда начали происходить неприятные события. Узнала, что “Мисс Украина плюс-сайз” меня «назначили», отозвав этот титул у первой победительницы. Почему ее дисквалифицировали – версии менялись. Каким образом этот титул перешел ко мне – сложно сказать, поскольку места, похоже, распределялись единоличным решением организатора конкурса. Естественно, что это решение вызвало много споров и возмущения других участниц, привело к наплыву хейтеров в мой адрес, обвинениям во взятках и т.д.
Это было морально очень сложно, хотя я понимала – данный титул сейчас совсем не о том, что «я самая красивая плюс-сайз-женщина Украины». Это необходимость, чтобы я могла представить нашу страну на международном конкурсе, уже совсем другого уровня.
Забегая наперед, скажу, что по возвращении от титула «Мисс Украина плюс-сайз» я отказалась, поскольку не считаю этичным и приемлемым для себя все, что происходит сейчас вокруг этого звания.
Деньги на поездку благодаря помощи друзей и подписчиков удалось собрать, и я отправилась на международный конкурс Miss Top of the World Plus Size. Это стало одним из самых потрясающих опытов в моей жизни.
В программу конкурса входили фотосессия в купальниках (уже без «прикрытия»), конкурс талантов, презентация участниц (видеоролик и небольшая приветственная речь), а также дефиле в различных образах – национальных костюмах, диско-стайл и вечерних нарядах.
Действительно была возможность показать себя с разных сторон, рассказать о себе как о профессионале, продемонстрировать способность к сотрудничеству во время парных и групповых дефиле.
Формально это все же был конкурс красоты, но чувствовалось, что это не соревнование «Кто из нас красивее». Было ощущение, что мы уже победили. Каждая участница победила обстоятельства, страхи, скепсис окружения. Четыре конкурсных дня назвала бы фестивалем красоты и уверенности в себе. Хотя каждый день нас оценивало жюри и организаторы конкурса, внимательно наблюдая за взаимодействием и за тем, как мы ведем себя во всех моментах.
Я разделяю принципы феминизма – и для меня очень важно поддерживать отношения взаимной поддержки, а не конкуренции с другими женщинами.
В этом чувствовалась большое различие между украинским и международным конкурсом. Когда мы собирались на Филиппины, очень многие говорили: «Готовьтесь, это клубок змей, это постоянная конкуренция, нужно все время быть начеку и бороться-бороться-бороться». По приезде я так и не поняла, с кем же нужно бороться.
Наверное, только с самой собой – с завистью в адрес более «симпатичных» коллег, более «успешных». С собственной токсичной самокритикой. С мизогинными стереотипами «женщины – враги по умолчанию, им нельзя доверять, улыбайся с фигой в кармане».
Такое количество искренней взаимной поддержки мне нечасто приходилось встречать в жизни – несмотря на то, что мне крупно повезло с окружением. Участницы приехали с разных концов мира – от Сингапура до Тринидада и Тобаго. Оказалось, что у плюс-сайз-женщин всего мира так много общего. Бодишейминг, необходимость каждый день прилагать усилия к тому, чтобы stay positive, квесты «купи одежду, белье, купальник»…
Каждая хочет чувствовать себя красивой, любимой, принятой, уверенной в себе – и дарить это ощущение другим женщинам вокруг. Все это отражалось на нашем взаимодействии. Было легко говорить друг другу комплименты, подсказывать забытые моменты на репетициях, угостить чем-то, подтянуть бретельку.
На пятый день, перед самым отъездом, я вдруг осознала: за все эти дни у меня не было ни одной негативной мысли в свой адрес. Ни одной. Ни разу я не почувствовала себя недостаточно красивой. Не упрекнула свои бедра за целлюлит, свой живот за то, что он слишком заметен, а грудь за то, что недостаточно торчит. Я не потратила ни секунды своего времени, ни грамма своей энергии на то, чтобы поддерживать себя, верить в себя, спорить с внутренним критиком.
Все эти дни я просто была. Смеялась, обнимала подруг, ныряла в бассейн, делала макияж, ныла от каблуков и усталости, засыпала в гримерке от джет-лага, выходила на подиум, пела и танцевала. Просто была – достаточно хорошей, достаточно красивой, достаточно собой. И это всего за четыре дня в поддерживающем, здоровом окружении.
Мне хочется сейчас передать это ощущение дальше, другим женщинам. Чтобы каждая из нас не откладывала свою жизнь на потом: «Вот выйду замуж, вот похудею, вот поменяю работу». Уже сейчас, прямо сегодня ваше тело достаточно хорошее. Вы достаточно симпатичны. С вами уже все в порядке, можно уже прекратить оправдываться – вперед! Выходите на «сцену» вашей жизни, говорите громко: «Вот я!»
Студийные фото – Галина Астэр
