В фейсбуке всегда веселенько. Всякий раз столько мнений, что все проще становится не принимать на веру какую-либо парадигму. Сто вариантов правды, и мы уже почти привыкли не знать, где настоящая. Это удачное время, я чуть позже скажу почему.
Прекрасный Владимир недавно написал пост о том, как в будущем археологи раскопают СНГ и на следах цивилизации найдут истории о великих титанах, экспертах по всему на свете. Никаких границ, все обладают мнением обо всем. Золотой век интеллекта.
Мы столько знаем, что даже стали легко отличать флет-вайт от эспрессо с молоком, понимаем божоле нуво и точно знаем, кто кому и когда должен был продать завод. Которого у нас никогда не будет.
Кино и книги в 90% случаев окунают нас в мир, который вряд ли когда-то станет нашим – как мы помним, только 20% людей обладают 80% богатства мира. Приятно знать все о 5-звездочных отелях и спорткарах, стоимости полетов в бизнес-классе разных авиалиний и хаять все то, что дешевое, низкопробное и не нашего уровня. Наш-то вон где. Там, где к звездам не нужно тянуться.
[adrotate banner=”8″]
Множатся норковые шубы до пят в маршрутках, платья в стразах Сваровски в антураже бюджетных пабов и прочие приятные мелочи в стиле «когда, если не сейчас». Мир учит нас жить в роскоши, показывает все эти волшебные истории превращения из босяка в миллионера, каждое новое кино – про победу над суровой реальностью.
Но мы живем не в кино и не в книге про Гэтсби. И даже не в римейке, где все можно обыграть с учетом доступных декораций и кастинга. И по пальцам перечесть кино про обычную человеческую жизнь, в которой учили бы, как нам жить прямо здесь и в том, что есть. Как не бежать сразу во все стороны от разницы между ожиданиями и реальностью, особенно если реальность далека от призрачных грез и завышенной планки людей из стран третьего мира?
Как, наблюдая консьюмеризм и погружаясь в великие планы стать новым Джобсом или Белфортом, подбитые родительскими «а Витька в твои годы» и «когда ты уже купишь квартиру?» не сойти с ума?
Никто не умеет быть немного счастливее прямо сейчас и даже не пытается попробовать. Потому что копить на квартиру или айфон почетнее, чем ходить к психотерапевту. Айфон сделает тебя счастливее, в отличие от терапии, которая заставит посмотреть в глаза суровой реальности и признать ее. С признания обычно и начинается работа над собой.
[adrotate banner=”12″]
Почему-то привычно считать, что текущее положение вещей – по умолчанию дно, и что надо стремиться владеть всем и всеми. Быть худым, красивым, успешным и улыбающимся. У меня ровно такая же проблема, и, с одной стороны, она толкает меня вверх, дабы я болталась там, как поплавок. Правда, роль у меня совсем не поплавковая и удовольствия от исполнения жизненной миссии никакого. С другой – куда бы ни бежал, все равно возвращаешься к себе и тому, что есть.
Никто и нигде не говорит, как принять тот факт, что не все рождены стать миллионерами. Просто потому что не все рождены экстравертами, не всем нравится идти по головам в бизнесе, не все любят работать на публику и еще меньше готовы платить свободой за возможность ходить с охраной в строго отведенных местах, пусть это и не тюрьма, а роскошный отель.
Изредка кое-где упоминают, что только 1 из 1000 стартапов остается на плаву (точнее, хотя бы выходит в ноль). Что любая работа бывает полным мраком и только любовь к своему делу помогает выдержать этот темный период. Это не модные мнения, которые нужно спрятать подальше. Потому что ты либо успешен, либо ты умер.
Нельзя просто взять и порадоваться тому, что в этом месяце ты молодец – оплатил коммуналку и аренду квартиры. Нельзя похвалить себя за то, что опять не скатился в депрессию и не вскрылся под пост-рок. Чем вообще ты можешь похвастаться, пока не вышел на IPO?
[adrotate banner=”8″]
Но, черт возьми, большинство из нас никогда не станут великими людьми из Википедии. Это не повод не стремиться, но повод остановиться и вдохнуть поглубже. Потому что жизнь – это вкусный утренний чай или кофе. Такой, как нравится, а не в тренде. Это успеть на горячую выпечку в кафе за углом. Это когда улыбнулся случайный прохожий, и тебя это не вывело, а совсем даже наоборот.
И вот оно – то, почему хорошо, что правда больше не «всегда одна». Потому что сейчас каждый может начать выбирать свою версию счастья. Ладно, не будем замахиваться на космос – свою версию жизни, в которой уже сейчас станет немного приятнее жить.
Вроде бы херня, да еще и в масштабах невероятных свершений соседей по фейсбуку, но будем честными – у каждого есть свое дно. И никогда не знаешь, от какой боли твой суперуспешный одногруппник воет каждую ночь. Или боится перестать что-то делать, потому что стоит сделать паузу – и начнешь чувствовать, как раздирает изнутри. Так что завидовать нет резона, хотя бы потому, что у каждого совершенно точно есть своя боль, у каждого уровня жизни есть свои профиты и минусы. Зато можно попытаться понять, что болит лично в твоем мире, и что мы вообще в силах с этим сделать.
[adrotate banner=”12″]
Окей, что делать?
Понятия не имею.
К сожалению или к счастью, за множество лет люди не придумали ни ответов на вопрос, зачем мы живем, ни готовых шаблонов счастья. Да, чем сильнее мировой кризис, тем толще бумажники у продавцов счастья, но будем откровенны – готовых рецептов все еще не придумали, и все гуру – от психологов до бизнес-тренеров – просто помогают вам не свихнуться или наоборот, активничать и не успевать задаваться вопросом.
Есть вещи, который я проверила на себе и которые помогают мне, со всей моей тревожностью и постоянным самоанализом. Это же вещи частенько встречаются в мировых практиках у кого угодно. Можете попробовать – с ними и правда становится чуточку легче жить. Это уже неплохой вариант.
Спорт. Если подходить к нему с достаточной нагрузкой и пониманием того, как что делать физиологически – это очень разгружает мозг. Плюс гормоны плещут, именно они дают то бесконечное удовольствие в финале и после тренировки. Любой тренировки, если что. Восторг от йоги обусловлен теми же гормонами, что и восторг от приседаний. Никакой высокой философии.
Еда. Банально, но факт. Еда с младенчества расслабляет и отвлекает от мыслей. Потому переедаем, да. Еда – древнейший способ порадовать и успокоить голову и тело. Физиология, которая делает жизнь приятнее. Простите, котики, но мы все еще больше инстинктивные, чем разумные, от этого наша животная жизнь сильно усложняется мыслями. Все новое, в том числе новые специи или непривычная еда, создает новые нейронные связи, а от этого приятно мозгу.
Делать то, что реально нравится, и делать не ради денег. Не все могут реализовывать свое “я” через основную работу, с которой платишь по счетам. И есть смысл найти то, что дает ощущение реализованности себя не только как работающей единицы. Не важно, стихи писать или лепить из пластилина. Главное, чтобы нравилось.
Понять себя. С помощью чтения, как советует Бредбери, с помощью терапии или долгих прогулок, источник понимания не принципиален. Но когда пробуешь что-то, то несложно узнать, нравится тебе или нет. И чем больше прислушиваешься к голосу внутри, тем больше собирается ответов. Мне нравится использовать все способы. В каждой бытовой ситуации всегда можно заметить, по душе она тебе или нет, можно полезть поглубже и узнать, почему не нравится и как было бы приятнее. И можно ли что-то сделать, чтобы приятное стало возможным и реальным не только в фантазиях. Это я делаю с помощью психотерапевта.
Следить за своим здоровьем. У нас паршивый уровень медицины, не все продукты одинаково полезны, а пищевые привычки и вовсе похожи на генератор случайных решений. Понять, что из модного твое, а что бред и фешн, что правда полезно, а что «ягоды годжи», не слишком просто – но есть ученые вроде Лайла Макдональда, которые поясняют, как работает тушка и чем ее надо кормить, чтобы ей было хорошо и она неплохо выглядела.
Отслеживать, что тебе важно. Можно еще отвечать «почему важно», но это второй слой пирога. И если тебе сегодня важнее сериальчик, а не четыре часа в баре, где вся тусовка все равно уткнется в телефоны – то есть смысл выбрать себя.
Поменьше новостей. Так получается, что все мы пока еще живые и не можем не реагировать. Ты реагируешь как раз потому, что живой и можешь чувствовать. Если не чувствуешь, значит, научился медленно умирать. Есть резон отписаться от всех новостей, где не можешь помочь. Если что-то в твоих силах, и ты знаешь, что не сядешь рыдать от свежего поста про сбитую собаку – окей, переводишь денег на лечение и спишь с чистой совестью. Никто не обязан спасать мир и вообще кого бы то ни было, мы все делаем то, что нам по силам. Это нормально.
[adrotate banner=”12″]
Помогай только, если можешь и нравится. Играть в героя и спасителя всегда приятно, но навязывать помощь – неприятно и спасителю, и пострадавшему. Если видишь, что у тебя хватит сил и нервов, и ощущение от жизни станет лучше – не сомневайся, помогай. Мозгу, кстати, это так же приятно, как секс.
Общайся. С теми, кто нравится. Да, я стопицотпервый раз пишу «нравится», но иначе не определишь, как выбрать. Те, кто нравятся, создают комфортный для тебя круг. Впрочем, если тебе импонируют вечно ноющие и «мир-говно»-люди, не удивляйся, если вскоре и сам начнешь думать так же. Есть группа ученых, которые уже больше 70 лет проводят исследование на тему того, что делает жизнь людей лучше, – и общение оказалось крайне важным фактором.
Влюбляйся. В людей, листья, снег, горячий чай или кусочек льда в бокале, книгу или персонажа в сериале. В меткую фразу или удачный диалог. Маленькие радости собираются к концу дня в большую кучу не таких уж плохих моментов.
Если знаешь еще способы – поделись. У каждого свой набор методов сделать жизнь сносной. Кто знает, может быть, твой поможет кому-то выжить. А это чертовски приятно знать. Давайте коллекционировать удовольствия?