Был обычным парнем – ел мясо, носил кожу, водил детей в зоопарк, и вдруг стал веганом. Историю рассказывают друзья за праздничным столом. Я против зоопарков и меха, но мясо ем. «Ох уж эти двойные стандарты», – едко замечает подруга.
Фраза врезается в память и не дает покоя. Я – лицемерка? Ненавижу сплетни, но обсуждаю с коллегой наглую помощницу из соседнего отдела. Прошу не судить мои поступки, но ставлю оценки окружающим. Особенно дамам в норковых шубах (как не стыдно!). И не знаю, должна ли оправдываться за кожаные сапоги и сочный стейк в кафе.
Термин «двойные стандарты» появился в позапрошлом веке и означал неравные моральные требования к мужчинам и женщинам. В глобальном масштабе политику двойных стандартов видим повсюду: похожие действия лидеров разных стран могут либо поощряться, либо осуждаться, в зависимости от страны.
В повседневной жизни двойными стандартами называем лицемерие и несоответствие оценок, в зависимости от ситуации. Мне изменил муж – предатель. Подруга изменяет мужу – всякое бывает. Мои солдаты – молодцы, защищают родину, солдаты других стран – убийцы.
Джордж Оруэлл в романе «1984» ввел термин «двоемыслие». Принцип двоемыслия гласит: «Война – это мир. Свобода – это рабство. Незнание – сила». Герои романа одновременно придерживаются противоречащих друг другу убеждений, жизнь кажется фарсом. Но в реальности мы следуем за Оруэллом, сами того не замечая.
Негласно договариваемся не выставлять мысли и чувства напоказ. Не спорить с шефом, не называть парня сестры придурком. Запиваем ибупрофен бокалом пива, убеждая маму, что с головной болью нужно бежать к врачу.
Что будет, если говорить только правду, предположили создатели фильма «Изобретение лжи».
— Так почему мы не можем быть вместе? – спрашивает герой девушку, которая ему нравится.
— Из-за проблем с генетикой: пухлые дети с носами-картошкой. Как жаль, что слава и богатство не изменили твою генетику.
Значит, говорить лишь правду – не выход. Где грань между разумной полуправдой и откровенным лицемерием. «Лицемерят все, кроме меня», – думает каждый. Именно я придерживаюсь золотой середины, четко стою на своем, не ляпаю лишнего, не осуждаю и не лгу. А если лгу – только во благо.
Мы верим в свою праведность, не замечая бревна в глазу. Легко меняем роли. Виним пешеходов за нерасторопность, сидя за рулем, и ругаем спешащих водителей, когда переходим дорогу. В гостях вежливо жуем оливье, щедро политый майонезом, хотя любим легкий цезарь.
Мы поддерживаем отечественного производителя (шкаф забит Zara и H&M), обожаем чистоту (пряча грязные носки под кровать), грамотно пишем (научились пользоваться MS Word). Не верим в бога, но загадываем желания, не завидуем, но у нее – новая “Тойота”, а у меня – стоячее место в трамвае. Сдерживаем себя на людях, а потом срываемся в неподходящий момент.
Может, не стоит считать свои принципы единственно верными. Не стоит приравнивать мировые войны к грязным носкам под кроватью. Может, пора признать – жизнь состоит из двойных стандартов, и мы не обязаны требовать безупречности ни от мира, ни от себя.