Ирина провела эксперимент – неделю работала в Uber. Впечатлениями она поделилась с нами.
Я работаю региональным менеджером по продажам в IT-компании, мне 29 лет, и я решила устроить себе социальный эксперимент – поработать в сервисе заказа такси Uber.
Мой портрет: коммуникабельная, настойчивая в достижении целей, чуть-чуть экспериментатор и немножко сумасшедшая. Стаж вождения у меня – два с половиной месяца за рулем своей первой машины, но водительские права с декабря 2013 года, поэтому я прошла по требованию двухлетнего стажа (надеюсь, Uber не лишит меня лицензии).
Решилась я на Uber-эксперимент, потому что люблю водить, общаться с новыми людьми и зарабатывать.
Во время эксперимента я внимательно и чувствительно отслеживала как свою реакцию, так и пассажиров. Честно, в первый день я больше всего боялась, что никто со мной не захочет поехать. Из-за глупых стереотипов о девушках-водителях и обезьянах с гранатами я чувствовала жуткую неуверенность в себе, но все-таки взяла себя в руки, и заказов посыпалось столько, что даже времени на кофе не оставалось.
К выполнению этой работы я подошла так же ответственно, как и к любым В2В-встречам на основной работе: выглаженная одежда (рубашка и брюки), чистый салон и вымытый кузов машины, приглушенная музыка Moderat, Apparat, которую я вообще выключала, если пассажир говорил по телефону, никаких “вонючек”, четок и шансона, в большинстве случаев я перезванивала: «Добрый вечер, Имя. Я – водитель Ирина. Припарковалась у (координаты). Вам будет удобно сюда подойти?», всегда приветливо улыбалась (никакой морды кирпичом) и желала хорошего вечера всем в конце поездки. Мое отношение к себе в рамках любого проекта очень строгое и ответственное, и тут я не спасовала.
Топ-3 самых задаваемых вопросов:
- «А вам не страшно?»
- «Работа в Uber – это хобби или основная работа?»
- «Простите за нескромный вопрос, а кем вы работаете на основной работе?”
Сексизм. Его было мало. Оооочень мало. Но он был! Публика в основном лояльна и даже более – приятно удивлена. Но мне попался пьяный пассажир, который рассказывал, что мне замуж надо, и вообще нечего убивать машину, на которую я будто бы не заработала. Я сдержалась и не надавала ему ботинком по лицу, т.к. он был просто пьян, а по пьяни можно наговорить глупостей.
Патриархат. Была категория «старых скреп». В нее вошли мужчины с установленным правилом собственного главенства, с четким пониманием, что и где женщина НЕ может делать, например, работать водителем. «Пока ты тут таксуешь, женщина, борщ сам себя не приготовит!» Но все же наше общество развивается, и этот патриархат был отполирован вежливым и учтивым обращением ко мне, с намеком на заботу от мужчин в возрасте 35-50 лет.
Комплименты и скептики. Комплиментов я получала одинаково как от мужчин, так и от девушек:
- мужчины хвалили красоту и улыбку;
- девушки восхищались смелостью.
Скептиков больше было среди мужчин.
- Мужчины щурились, не одобряя моего выбора профессии.
- Девушки подвергали сомнению мои навыки вождения, умение пользоваться онлайн-картами.
Без парочки противных пассажиров – никак! Была одна “истеричка” и пьяный (он в отделе сексисты). Девушка-здесь-читать-истеричка прокричала мне: «Вы – таксист! Вы должны». Это было по телефону, когда я не могла найти ее. Она неправильно поставила в геолокации «место забора», а я очень плохо знала Соломенский район, чтобы понять, что и где по описанию. Я вежливо объяснила, что я никому ничего не должна, и я не таксист. Предложила отменить заказ. У Uber есть защита интересов водителя: насчитывают 40 грн на счет (30 грн – водителю, 10 грн – сервисный сбор Uber), если заказ отменен (не важно какой стороной) после 5 мин с момента подачи машины. Поэтому я получила свои 30 грн и выдохнула.
Самая веселая компания была из трех девушек, которых я везла с концерта в клуб. Я помню, с какими кислыми лицами водители такси возили меня и моих шумных подруг, когда мы мчим на встречу приключениям ночного города. Поэтому считаю, что веселых и классных девчонок лучше всего поймет девушка-водитель. Пока я везла свою шумную компанию, мы успели спеть песни Вани Дорна, обсудить мужчин и пошутить друг над другом.
«Мой рейтинг». Он держался с первого дня на пяти звездах. Это редко. Очень редко. Но потом в пятницу кто-то поставил мне четверку, и рейтинг съехал на 4.96. Я очень переживала, даже прокручивала в голове всех пассажиров: может, где-то долго искала место, может, недостаточно улыбалась, а может, выбрала не такой маршрут, какой хотел пассажир? Может, я медленно ехала из-за чрезмерной аккуратности? Или, может, надо задавать меньше уточняющих вопросов?
Безопасность. У меня были некоторые опасения на счет возможности встречи маньяка или пассажира с бензопилой, которую он приложит к моему горлу, но это все тревожность и страшилки. Не было маньяков, не было грубиянов, не было пристающих. Никто даже ни разу не порывался закурить в салоне или разлить кофе на сиденье. Мамы с детьми пристегивали малышей на заднем сиденье и просили их не дергать ногами, чтобы не запачкать салон.
Заработок. За неделю я выполнила минимальный план – 18 часов работы в системе Uber, за что получила дополнительные бонусы. Итого я заработала 3030 грн 65 коп. – % на налог – бензин = 2300 грн.
Всего я выполнила 28 заказов. Как дополнительный заработок это возможно для обоих полов. Из плюсов: удовольствие от вождения, возможны новые знакомства, деньги, а из минусов – повышенная утомляемость (для тех, у кого есть еще основная работа), нехватка времени на отдых, чтение, спорт, восстановление сил после трудового дня. Учитывая основную работу, я отработала 63 часа – это 13 часов работы в будний день.
Бесценный опыт имеет две стороны, как медаль, и первая неделя вождения стала для меня и источником гордости собой, и источником экстраусталости. К сожалению, закончила я пятничный финальный день потерей личных вещей на 52 тысячи гривен. Кража нового ноутбука, сумки, косметики, зимнего пальто из багажника моего авто произошла во время 10-минутного перерыва на парковке возле супермаркета “Новус” на Академгородке. Пассажиры Uber`а ни при чем, виной всему моя спешка и уровень воровства в Киеве.
Для сравнения – чтобы отработать кражу, мне нужно работать 21 неделю по 18 часов. Минимум. А кому-то надо было только открыть мой багажник. Что же, у каждого своя цена за опыт, и я ни в коем случае не предъявляю никаких претензий компании и не собираюсь опускать руки.