Placeholder Photo

Альтруизм полезен для здоровья

Почати
12 хв на читанння

Актуальный для нас текст Джеймса Хэмблина о том, что помогать другим  – составляющая здорового образа жизни.

Те, кто бескорыстно помогают другим, живут дольше и чувствуют себя лучше, чем остальные. Некоторые эксперты по здоровью считают, что врачам пора рекомендовать волонтерство наравне с диетой и спортом.

A volunteer hugs a child at the port of Skala Sykaminias after a rescue operation near the Greek island of Lesbos, on Friday, Dec. 18, 2015. European Union leaders on Thursday set a six-month deadline for deciding whether to push ahead with plans for a border guard agency that could deploy to member states unable or unwilling to manage their borders as thousands of migrants continue to arrive in Europe daily. (AP Photo/Santi Palacios)

В борьбе против заболевания, которое убьет одного из четырех ваших знакомых, большинство ученых, которые исследуют сердечно-сосудистую эпидемиологию в Гарвардской школе здоровья фокусируются на таких подозрительных аспектах: холестерин, лишний вес и строение сердечной мышцы. Но научный сотрудник Эрик Ким остановил свое внимание на особенном факторе – жизненной цели. Как она влияет на самочувствие, как ее можно найти и потерять и как благодаря цели люди дольше остаются живы и здоровы.

Десятиклассники из Канады в рамках исследования приняли участие в волонтерской программе для детей. Старшеклассники похудели, их показатели холестерина улучшились по сравнению с показателями ровесников (да, в Канаде у подростков есть проблемы с холестерином). В журнале JAMA Pediatrics опубликовали заключение ученых: «Подростки, которые на добровольных началах помогают другим, приносят пользу и себе, а значит – это новый способ улучшить здоровье».

Другое исследование проходило в Сент-Луисе под контролем Вашингтонского университета. Случайная выборка показала, что у пожилых людей, которые занимались с детьми в рамках программы «Корпус Опыта», повысилась выносливость, память, гибкость и снизился уровень депрессии. В прошлом году мы беседовали с Ким, и он сказал, что частично эти достижения – следствие появления смысла и цели в жизни.

Ким продолжил изучать влияние волонтерской работы на здоровье. Сейчас исследования в этой области сосредоточены на связи между волонтерством, состоянием здоровья и риском смертности (ниже на 24 процента), и это только поверхностное изучение. Предстоит понять, как внедрить эти механизмы в систему здравоохранения и как обычные люди могут использовать эту информацию.

В январе 2016 в журнале Social Science and Medicine Ким докладывает о новых открытиях, благодаря которым волонтерство попадает в список рекомендаций врачей.

Его коллега по исследованию Сара Конрат руководит междисциплинарной программой по исследованию эмпатии и альтруизма в семейной школе филантропии имени Лилли, университета Индианы (первая школа в мире, которая направлена на изучение филантропии, названа в честь самых щедрых доноров, которые сделали существование школы возможным). Вместе Ким и Конрат наблюдали за 7 168 американцами старше 50 лет, только немногие из которых были волонтерами. Ученые ввели солидное количество вмешивающихся переменных и обнаружили, что те, кто были волонтерами на протяжении двух лет и более, в то же время делали прививки от гриппа, получали лучшие результаты мамограмм, ПАП-мазков, тестов на холестерин и обследований простаты. Но важнее всего то, что волонтеры провели на 38 процентов меньше времени на стационарном лечении.

«Это показывает, что люди, которые добровольно помогают другим, думают о своем здоровье, и принимают решения, отличные от решений не-волонтеров, – говорит Конрат, – один из вариантов объединения этому – когда мы думаем о себе, это позволяет нам заботиться и о других».

Когда Конрат сообщает людям об исследовании, их первая реакция порой скептична: «Конечно, нездоровые люди меньше помогают другим, потому что они не способны это делать». Но есть и другой очевидный факт. Конрат большую часть своей карьеры посвятила исследованию связи между здоровьем и волонтерством и, естественно, думала об этом. В дополнение к социодемографическим факторам – возраст, пол, раса, этническая принадлежность, семейное положение, уровень образования, финансовое благополучие, страховой статус – Ким и Конрат контролировали также поведение относительно здоровья, социальную интеграцию, стресс, положительные психологические факторы, личностные факторы, хронические заболевания и физическое состояние с помощью двух измерений основного здоровья – исследование функционального статуса и индекс крупных хронических заболеваний, который состоит из 23-х пунктов.

«Исследование курения – не экспериментальное, оно ничем не отличается от изучения волонтерства, – говорит Конрат, – оно основано на наблюдении за людьми на протяжении определенного времени, чтобы обнаружить, что же происходит с теми, кто выбирает курение (или волонтерство). Врачи без проблем говорят нам «бросать курить». Но они игнорируют, что наши жизни ежедневно связаны с отношениями. Количество и качество разных связей непосредственно влияют на здоровье. Я на протяжении долгих лет наблюдаю за этим и я не нашел исследования, в котором волонтерство не влияло бы на здоровье положительно в определенной мере».

«Мы пытаемся отделить жизненную цель, как один из механизмов, – говорит Ким, возвращаясь к своей специализации, – мы обнаружили, что это объясняет некоторые связи. Но это еще не все. Личные качества (например, добросовестность), социальные связи, поведение относительно здоровья – все эти факторы и сами по себе кое-что объясняют. Но совокупность факторов держит людей подальше от больниц и, в конце концов, сохраняет их деньги».

Программы, которые предложат превентивные меры, уменьшая заботу о здоровье, основанную на лечении, в свою очередь снизят затраты на лечение, убеждают Ким и Конрат. На фоне кризиса неумеренности в существующей протухшей системе, которая тратит 3 триллиона долларов ежегодно, пути повышения уровня здоровья населения за минимальную стоимость (или бесплатно, или с получением прибыли) – огромный приз. Программа волонтерства может быть одна. В 2012 году 64,5 миллиона американских волонтеров предоставили 7,9 миллиардов часов услуг, которые Корпорация национальных и общественных услуг оценила в 175 млн долларов. Если еще и расходы на здравоохранение упали, эта сумма может оказаться большей.

Еще важнее, что волонтерские программы могут одновременно повысить общественное здоровье большого количества людей. Но есть важное направление в области применения этой информации.

После недавней рабочей встречи с Конрат Ким изучил одно из ее предыдущих исследований, результатами которого был обеспокоен. Конрат обнаружила, что люди, которые стали волонтерами по причине «мне нужно уйти от своих проблем», имеют риск смертности такой же, как и не-волонтеры. Как объясняет Ким: «Только люди, которые делают это по причине сострадания, уменьшают риск своей смертности».

«До того как просмотреть это исследование, я думал, что будет интересно, если каждый (у кого есть время и финансовые ресурсы) будет вовлечен в волонтерство, – говорит Ким, – это поможет обществу, здоровью людей и сократит национальные затраты на здравоохранение. Но, я думаю, у людей должны быть правильные мотивы, чтобы заниматься этим».

Можно предполагать, что ведущую роль в положительном эффекте играет цель.

«Я думаю, да. Есть предположение, что люди начнут заниматься волонтерством, чтобы улучшить свое здоровье – и это может не сработать, потому что, возможно, мотивы имеют значение».

Итак, если я напишу об этом, и люди, которые занимаются волонтерством, будут мотивировать себя заботой о своем здоровье, это разрушит эффект для них?

«Да, я думаю об этом все время, пока длится проект».

Не становитесь волонтерами только для вашего здоровья. В самом деле, откуда вам знать, что волонтерство может принести вам пользу? Я надеюсь, что не украл у вас это преимущество, так что забудьте все, что прочитали.

Однако, если вы начали помогать людям по неправильным причинам, сложно зацикливаться на себе постоянно, как только вы погрузитесь в дела и вовлечетесь в жизни людей, которые в вас нуждаются.

«Я думаю, что богатые люди становятся изолированными и отрываются от суровых реалий, они не знают, что на самом деле значит – быть в ужасном положении, – говорит Ким, – в общем, если вы столкнулись с людьми, которым не хватает эмпатии (как Pharma Bro – парень, который закупил лекарства Daraprim от паразитов и сразу увеличил цену примерно с $ 13,50 до $ 750  или парень с аффлюэнцой) и вовлекли их в волонтерство, это своего рода сдвиг фокуса. Возможно, если мы хотим, чтобы люди получили пользу для своего здоровья от волонтерства, кто-то должен завоевать их сердца и мысли. Как это будет выглядеть? Я не знаю».

Это похоже на некие принципы эффективного альтруизма (модное утилитарное искусство применения доказательств для определения наиболее эффективных способов улучшения мира). Группа, которая изучает эффективный альтруизм в MIT, объясняет, что она использует данные для определения проектов, которые дают возможность масштабирования (улучшение большого количества жизней) и уступчивости (создается для измерения разницы), одновременно обращаясь к причине, которая ранее была упущена или недооценена.

Эффективные альтруисты склонны отдавать предпочтение крупномасштабным программам по общественному здоровью, которые точно приносят пользу, как установка москитных сеток для предотвращения распространения малярии. Люди способны вдохновляться вашими идеями, когда вы показываете, насколько влиятельной и необходимой может быть их работа. И есть эффект, в отличие от сизифова труда, в мире, который не подлежит замене. И Ким прав, появляется настоящая целеустремленность, а влияние на здоровье увеличивается.

Это может объяснить, почему эффективный альтруизм стал трендом. В то же время мне известно, что лишь немногие стремятся к неэффективному альтруизму.

Несмотря на то, что растет объем доказательств высокодоходности и низких рисков вмешательства в здоровье, Ким и Конрат пришли к выводу, что их текущее исследование, к сожалению, защищено только для наиболее разумных ученых: «Если в будущем исследование подтвердит наши догадки, программы, разработанные для поощрения волонтерства среди пожилых, могут быть оправданы».

Определенные политические фигуры могут назвать эту рекомендацию низкозатратной. Особенно, учитывая тяжелое состояние американского здравоохранения и национальной социальной сплоченности. Но как заметили Ким и Конрат: «Необходимо объяснить такие результаты, чтобы открыть новые сферы для роста, и изложить практические рекомендации».

Конрат остается более искренней вне страниц академического журнала. «Я думаю, врачи должны сказать людям про плюсы для здоровья, которые приносят социальные активности, включая волонтерство, – говорит она, – чтобы избежать обнуляющего эффекта, когда это делают по неправильным мотивам, рекомендуют стать волонтером в той сфере, которая вас волнует. Я предлагаю это, потому что я считаю, будет безответственно ждать еще десять лет, чтобы выяснить, что же на самом деле произойдет с вашим сердцем, пока вы будете заниматься волонтерством».

Джеймс Хэмблин