Даша Бакай влюбилась в гонки, когда впервые увидела, как автомобили едут по крымскому серпантину. Через несколько лет у нее был первый спортивный автомобиль, а скоро и первые любительские и профессиональные победы. Все это время Даша слышала: «Ты же девочка, ты не можешь ехать быстро». Но она доказала обратное благодаря упорству и тренировкам.
«Надо отказываться от машины – мне не дано ездить»
Европейские автоспортсмены – чаще всего выходцы из спортивных династий. Родители участвуют в гонках, и они за рулем буквально с детства. Да и у нас отслеживается подобная тенденция – парни рассказывают, как дедушка на “Волге” катал по полям, как сидел с папой в гараже. У меня нет такой истории – в нашей семье не было машины.
Я рано начала работать и уже в 18 лет попала в большую компанию, куда меня взяли без диплома. Работала полный рабочий день и училась в НАУ на программиста, а дополнительно получала второе высшее в сфере маркетинга. Мне всегда хотелось иметь машину. Когда начала зарабатывать, взяла в кредит первую Mitsubishi Lancer. Пока два месяца ждала автомобиль, пошла учиться водить. Права у меня были с 18 лет, получила их в автошколе при университете, но никогда не практиковалась.
У инструктора была отличная машина, он сильно за нее переживал – за каждую ямку, за каждую кочку. Занятия оборачивались постоянными криками. После недели езды у меня началась паника: надо отказываться от машины – не дано мне ездить. Но сын друга родителей отлично водил и согласился меня подучить. Мы ездили по городу, он все спокойно объяснял – и у меня получилось. Параллельно брала уроки еще у одного инструктора.
Появилась цель – купить спортивную машину
По работе ездила на ралли в Ялту – моя компания спонсировала открытие, делали вечеринки для гостей. Была возможность в пять утра выехать на Ай-Петри и посмотреть на гонку. Наблюдая, как машины мчат по серпантину, внутри у меня что-то зародилось.
Вернулась домой и начала думать, как заработать денег. Появилась цель – купить спортивную машину. Меня захватила тема ралли, но я понимала, что это нереальные бюджеты.
Я мечтала о Mitsubishi Evolution, за руль которого впервые села все в той же Ялте спустя год. Это был новый автомобиль моего друга. Я не пила алкоголь и была единственной трезвой на вечеринке. И тут другу звонят и вызывают срочно в Симферополь – так я села за руль.
После этой поездки уже точно знала, что хочу красный Mitsubishi Evolution. Оставалось на него заработать. У меня была хорошая зарплата, параллельно брала подработки, большинство из них благодаря знанию английского – проводила экскурсии, работала переводчиком. Бралась за все что могла – делала курсовые, писала дипломы на заказ, создавала маркетинговые планы на аутсорс, писала стратегии.
Собирая на машину, понимала, что новую мне не купить, искала битую, которую можно приобрести значительно дешевле. За свой первый черный Evolution отдала 12 тысяч долларов. Это был весьма помятый автомобиль после удара в киоск. Еще в Ялте я познакомилась с парнями из Ровно. Они взялись привести в порядок мой Evolution на своем СТО. Чинили долго, но практически не взяли с меня денег.
Уже считала себя гонщиком – машина есть, ездить умею
Когда становишься спортсменом, по городу ездишь очень спокойно. Уже насмотрелась на все, адреналина хватает, и понимаешь, что 80% окружающих в принципе водят плохо.
Когда у меня был первый «лансер», я гоняла по городу как сумасшедшая – еще не хватало ума. И тут появляется Evolution. Я уже считала себя гонщиком – машина есть, ездить умею.
Я написала в Evo-клуб (форум владельцев этой модели автомобилей, – прим. DIVOCHE.MEDIA), познакомилась с несколькими ребятами. Они пригласили в Феофанию покататься на треке.
Решила себя показать – позвала знакомого Диму на пассажирское и проехала с ним три круга. Дима уже тогда участвовал в любительских соревнованиях. Я же, по-честному, водить нормально не умела. Это я только сейчас понимаю.
Закончилось тем, что Дима выбежал из машины и начал орать: «Да ты сумасшедшая, что ты себе думаешь! Ты – девочка, тормозить не умеешь, ничего не понимаешь, не чувствуешь, страха нет, летишь непонятно куда». При всех накричал, а я с трудом сдерживала слезы.
Сильно задели фразы: «Ты же девочка, что ты делаешь, продай эту машину». Долго плакала, переживала ситуацию и решила учиться дальше. Первая цель банальна – обогнать Диму по времени. Мы с ним, кстати, до сих пор хорошие друзья.
Мне нужен был инструктор по контраварийному вождению. Как правило, занятия проходят на площадке – чтобы отработать навыки, скорость не нужна. Первые уроки – самые скучные: ты просто крутишь руль. На нем всегда должны быть обе руки. В любой ситуации, даже если вы едете 30 км/ч по городу. Никаких телефонов, никаких сигарет. Одной рукой среагировать невозможно.
После основ с управлением следует множество других занятий – заезд в ворота задом, объезд фишек. Все очень нудно, но я считаю, что такой курс должен пройти каждый водитель.
Инструктор, которого я выбрала, тоже имел привычку кричать. Опять доходило до слез, но занятия я не бросала. На Чайке ко мне подошел Лукаш, который раньше занимался ралли профессионально. Мы проехались с ним, и произошел контакт. С новым инструктором всю зиму отработали на ледяной поверхности. Это лучшие моменты, в которых я развила все навыки. Весной выехала на Чайку и поехала очень быстро. На третьей гонке я обошла Диму.
Я в слезах – ралли закончилось, чинить дорого
В 2013 году Федерация автоспорта решила развивать «любителей» и сделала для них специальный трофей. По итогу я вышла на первое место. Но из-за начала Революции достоинства и последующих событий награждения не было.
После этого я решила идти в профессиональные гонки, познакомилась с киевской командой раллистов. Тогда купила спортивную Subaru, которая прошла через много рук. Эта покупка – самая большая глупость на всем моем жизненном пути. Машина была уже неконкурентоспособна. Тренер сказал, что если научусь ездить на ней, то уже ничего не страшно. Доля правды в этом, конечно, есть.
В гонку я взяла штурманом того парня, которого подвозила в Крыму. Мы оба профессионально не ездили – опыта мало, а когда молодой, еще и страха нет. Вылетели на первом круге – зрители помогли вытащить машину, и мы поехали дальше. Второй проезд – опять вылетаем, пришлось вытаскивать на тросах. На третьем круге – проехали, но чуть дальше машина перевернулась и встала на колеса. Я в слезах – ралли закончилось, чинить дорого. Но для спортивной машины это нормально. В конце гонки приехал мой тренер, молча завел машину, сел и уехал. Я смотрела ему вслед: «А что, так можно было?» Это была моя первая авария.
На Subaru я откаталась два года. У меня был новый тренер, много друзей в гонках, но ездила я очень медленно. Часто звучало, что «как для девочки» – это вообще огонь. Эта фраза была самой тяжелой: «Как для девочки, ты же девочка».
Меня это тревожило, а потом отпустило. Показалось, что я не смогу никогда ехать быстро. Решила, что мне это не нужно, и ралли стали для меня не спортом, а тусовкой.
Это был триумф
После первого сезона в Украине началась война, а мне предложили работу в Бельгии. Какое-то время я еще ездила на гонки, но ночные перелеты изматывали. Я не видела Европу и не делала успехов в гонках. Летала туда-сюда, тратила деньги и все абсолютно безрезультатно. Продала машину и отказалась от гонок.
В Бельгии у меня были хорошая работа и зарплата, но чувствовала я себя не в своей тарелке. Путешествовала, но кайфа от этого не получала. Не было драйва, какой-то цели в жизни. В это время произошли трагические события, сильно повлиявшие на меня. Разбились два моих близких друга, которые в меня верили.
Леше было всего 19 лет – перспективный, быстрый гонщик. Его папа на следующий год предложил ехать на гонку на Лешиной машине в память о нем. Тогда я уже собиралась возвращаться в Украину и в автоспорт. Дала себе обещание, что буду правильно и четко достигать своей цели. Переезд занял какое-то время, и я искала для себя лучшего тренера по всей Украине.
Команду и тренера нашла в Дружковке, здесь есть своя трасса для тренировок. Изначально я планировала сразу участвовать в ралли, но тренер настоял, что сначала только тренировки.
Без тренировок на трассе будут плохие результаты, что сильно демотивирует. Многие говорят, что люди учатся в гонках. Это неправда. Гонка дает опыт и накат, но научиться можно только на тестах, где нет мишуры и переживаний.
В конце сезона я выехала на соревнования в Одессу. Среди 60 команд финишировала четвертая и последних два проезда ехала третья. Никто не ожидал, ведь они не знали, что три месяца я регулярно тренировалась. Это был триумф.
Еще несколько гонок я проехала на Лешиной машине, но поняла, что чужой автомобиль меня тормозит. Мы начали строить новую машину, это заняло восемь месяцев – собирали каркас, делали все под меня. В этом сезоне я езжу на ней.
За гонку теряю около трех килограммов веса
Необходимо тренироваться, заниматься спортом, чтобы хорошо ездить на гонках. Нужна сила и выносливость. Во время ралли температура в машине около +40, а ты при этом в комбинезоне. За гонку я теряю около трех килограммов веса. С каждым проездом все сильнее устают руки, зажимаются мышцы. Мне больно, тяжело – третий проезд, как правило, сливаю по времени. Концентрация теряется – не слышишь штурмана, переспрашиваешь.
Поэтому мне необходимо тренировать выносливость и силу. Пробовала разное – кто-то советовал бассейн, кто-то бег и кардиотренировки. Но лучше всего мне помогает бокс – это динамичный спорт, тренирует выносливость, реакцию и дает нагрузку на все необходимые мышцы. Учишься стоять в напряжении в раунде и при этом успевать думать. Тренируешь не только тело, но и мозг – концентрацию.
Занимаюсь боксом четыре раза в неделю. Стараюсь не пропускать кардиотренировки, по утрам время от времени хожу в бассейн. Недавно попробовала йогу – говорили, что это поможет концентрироваться и расслабляться. Три месяца ходила, но это не мое – сложно лежать и не двигаться.
Многие в шоке от того, что я могу прийти первой
Коллеги, как правило, восторгаются. Когда узнают, конечно, всем становится интересно. Но от мужчин все равно часто слышу, что это не женское дело, «вари борщ». Это задевает и сильно бесит, как и фразы: «Ну, ты же девочка, ты же понимаешь, что все равно быстро не поедешь».
Автоспорт – смешанный вид спорта. Женщины и мужчины едут вместе. Понимаю, что посягнула, грубо говоря, на тот вид спорта, где девушки в принципе не преуспевают. Многие в шоке от того, что я могу прийти первой. Если раньше меня все любили, то сейчас половина тех, кого я объезжаю, уже со мной не здороваются, проходят мимо. Но многие уважают как соперницу. Смотрят на меня, как на соперницу.
Командная работа
И в спорте, и в карьере использую одинаковые подходы. В принципе, гонки меня и сподвигли на достижение целей в карьере. Если бы не было цели заработать денег, чтобы купить машину, я бы, наверное, никогда не достигла того, что имею сейчас. Каждый раз у меня появлялась цель, я начинала больше работать, шла шаг за шагом. В спорте точно так же: чтобы достигнуть чего-то, надо тренироваться. Когда хочешь выиграть гонку либо сезон, нужно ставить маленькие подцели.
Для меня важна команда. Гонки – это о партнерстве, об умении слышать, о доверии.
И на работе всегда решения принимаю в команде – все бросают идеи, мы разговариваем и обсуждаем. Так и в гонках – любая моя стратегия согласовывается со штурманом, с тренером и со всей командой. На соревнованиях я живу с командой, иногда можем остановиться в палатках под Одессой. Вечером обсуждаем планы, стратегии, я слушаю все их комментарии.
Надо мотивировать людей, находить общий язык. Только тогда можешь прийти к успеху, в одиночку этого не случится.
У меня были спонсоры и поддержка, еще когда ездила на Subaru. Сейчас также есть партнер, но большую часть трат я покрываю самостоятельно. В следующем году буду серьезно искать спонсоров.
У меня теперь есть социальная миссия – помогать девушкам быть более уверенными в себе. Я собственным примером показываю, что женщина может все. Я всего добилась сама – почему другие этого не могут? Я готова помогать, мотивировать женщин. И речь не обязательно об автоспорте.
Я показала, что в смешанном виде спорта могу обходить мужчин. Соответственно, и в бизнесе, и в карьере, и в любой другой сфере любая девушка на это способна.