Placeholder Photo

Есть такой бренд: PROSKUROVSKAYA

Почати
12 хв на читанння

Марии Проскуровской – 24 года. Она уже успела создать успешный бренд, переехать с командой на Бали, вернуться в Украину и открыть магазин в главном универмаге страны – ЦУМе. Как рождалась и развивается марка PROSKUROVSKAYA, создательница рассказала нам.

Начало

Всегда было интересно что-то создавать. Начала с одежды и уже в 15 лет шила пиджаки. С детства была разноплановым ребенком, занималась несколькими видами спорта, но всегда тянуло шить. Специально нигде не обучалась – все познавала сама. По книге с иллюстрациями «Как шить красиво» шаг за шагом, методом проб и ошибок училась шить на родительской швейной машинке.

Когда занималась одеждой, меня стали привлекать упаковки. Начала работать с картоном и бумагой, изучала технологию производства коробок. У PROSKUROVSKAYA они всегда были разные. Поняла, что мне нравится работать с плотным, грубым материалом, например, с кожей. Она стала моим полноценным проявлением и вдохновением.

С 2011 года начала заниматься сумками и кошельками. Многие узнавали о марке благодаря сарафанному радио, часто обращались с индивидуальными заказами. Одним из первых клиентов был парикмахер, который рассказал коллегам-визажистам, они – клиентам и т.д. Затем начала разработку технологии пошива обуви, что заняло около двух лет.

Философия и технология

Разработанная технология исключает натирание или дискомфорт для ног. В наших моделях нет ни задников, ни подносков, вместо них – несколько слоев кожи. Обувь PROSKUROVSKAYA на 95% состоит из кожи. В течение первых двух дней носки стопа выделяет жидкость, и это способствует небольшому растяжению материала в необходимых местах по слепку стопы. Благодаря технологии человек может надеть любую модель и она станет индивидуальной.

Задача была не создать обувь, которая уже существует, но с небольшими изменениями, а разработать новый продукт от начала и до конца. Некомфортно ставить лейбл на то, что уже придумано до меня.

С начала карьеры ни одно изделие не сломалось и не порвалось. Технологии позволяют воплощать различные идеи. У нас нет того, что невозможно выполнить – мы придумываем, как это сделать. Уже есть четыре мировых патента на технологии, которые я создала. Для меня «дизайн» – не картинка, а создание нового продукта. Это в первую очередь комфорт, технология, практичность и уникальность. Если это рюкзак – важно, как он сидит на спине, не вредит ли организму человека.

Переезд

Шел четвертый год бренду, мы росли, расширялись. Первый скачок доллара до 12-ти стал кризисом, потому что сырье закупаем в Италии. Цены росли, люди начали отказывать себе в новой обуви и одежде, но за год мы восстановились. Затем курс снова вырос в два раза, и мы запаниковали. Никто не понимал, что будет завтра, закроют границу или нет. Если так произойдет – нет сырья и, как следствие, нет работы у меня и у людей, которым ее даю. Поэтому приняла решение уезжать. Выбор пал на Индонезию, потому что там совестные люди и понятное ведение бизнеса. К тому же жизнь там стоит столько же, сколько в Украине.

Индонезия – одна из первых стран производства. Выбирала из государств, которые могут дать основу для работы и возможность находиться в стране для продолжения бизнеса. По сути мы ничего не теряли: климат для развития марки остался точно таким же. На Бали отдельная балийская вера – смесь буддизма и индуизма. К тому, что ты белая, там относятся проще, чем, например, в столице Джакарте. Балийцы привыкли к разным национальностям. Но они держат дистанцию с нами, потому что мы не понимаем их, а они – нас.

Жизнь и работа на Бали

Первые несколько месяцев по 6-8 часов находились за рулем – искали материалы и мастеров. Объездили весь остров и каждый день сгорали от солнца. В Индонезии все работают на улице, возле дороги. Магазины и склады открытые, если двери и есть, то они прозрачные. В поисках мастеров помогла хозяйка дома, в котором мы жили. Она местная и знает как, где, кого найти.

В работе с балийцами приходилось хитрить и ставить меньшие сроки для перестраховки. Постоянно контролировала работу, а проверяла в назначенный день. Необходимо доказать всю важность задачи. Например, съемка для них ничего не значит. Спрашивала, когда будет выполнена работа, а в ответ: «Тогда, когда сделаю». У них завтра будет день – завтра будет солнце. Балийцы не понимают, какая разница, прошла неделя или две. Работа с другим менталитетом заставила перестроить всю структуру ведения бизнеса. Там работают другие законы, не только юридические, но и человеческие – их понимание занимало большое количество времени. 

Сначала уехали втроем, потом приехал еще один человек. В основном составе было четверо. Не могу сказать, что кто-то не хотел ехать – всем было познавательно и интересно. Но потом каждый из нас столкнулся с тем, что скучает по городу, друзьям и, особенно, еде.

Планировали продавать онлайн, разрабатывали логистику работы со всем миром, но со временем поняла, что это ошибка. Продукт PROSKUROVSKAYA нужно потрогать. Эта схема хорошо бы работала, если бы у нас были филиалы в разных странах. Впоследствии это стало одной из причин, почему решили вернуться.

Возвращение

Продажи упали, когда начали продавать только онлайн – основной потребитель остался в Украине. ЦУМ частично поспособствовал нашему возвращению. Дистанционно мы не cмогли бы открыть магазин. Половина команды находилась в Украине, остальные – в Индонезии. Работать на таком расстоянии нелегко. Помимо разницы во времени возникало множество других нюансов, в том числе связанных с работой балийцев. Часть команды в Украине не понимала принципов работы с индонезийцами до конца. За период жизни на острове несколько раз ездила в командировку в Украину и наблюдала, что все становилось на круги своя. Поэтому решили переехать и открыться в ЦУМе.  

До Бали я создавала черные коллекции с вкраплением цвета или полноценные цветные изделия – не видела вариантов цветосочетаний. Во время жизни на острове представляла самые разные окрасы – вокруг было столько оттенков зелени, что не хотелось и думать о черном.

Не жалею об этом опыте. Когда едешь на другой конец планеты, где никто и ничего не ждет – нужно заново все создать. Когда прошло три месяца и стали ясны базовые вопросы, нашлось сырье, техника, продумали логистику – не верилось, что мы это сделали. Вернулись в Украину и опять пришлось начинать все заново, но это уже не было проблемой. Если я построила такой же цикл работы на другом конце планеты с людьми, с которыми мы даже не разговариваем на одном языке, то нет ничего невозможного.

Коллекции и клиенты

Раньше шли по общепринятой тенденции – создавали коллекции раз в сезон. Сейчас отказываемся от этого. Неинтересно выпускать десяток моделей раз в полгода – лучше презентовать капсулы с небольшой периодичностью. Таким образом, я не закрываю свой творческий поток. Даже процесс создания сейчас изменился. Раньше рассказывали истории в коллекции, а сейчас мы делаем это с помощью одного продукта. К тому же людям постоянно хочется что-то новое.

В сезон выпускаем капсульную коллекцию: мужская, женская, детская пара, рюкзак и поясная сумка.

Даю себе свободу для творчества. Не могу делать так, как все, и думаю, как это воплотить иначе. Когда придумываю что-либо, задаю себе ряд вопросов: для чего, зачем, кто это будет носить, почему этот цвет и т.д. Создание продукта происходит интуитивно. Делать красивую картинку можно, но часто это неприменимо в жизни.

До открытия ЦУМа единоразовые клиенты составляли около 10%, все остальные – постоянные. В основном наша аудитория – это люди от 28 лет разных творческих профессий. Это визажисты, парикмахеры, рестораторы, работники продакшена, архитекторы и журналисты.

Ритейл и команда

Субъективную оценку по поводу размещения в ЦУМе смогу дать приблизительно через год. Но судя по опыту – начало неплохое, продажи идут. Со временем люди привыкнут, будут знать, кто там продается, и тогда можно будет провести анализ ритейла. Например, многим непривычно, что все открыто. На самом же деле, это хорошо – люди могут без преград смотреть товар.

Воспитываю сотрудников сама. Учу продавцов грамотному подходу к продажам. Важно не продать, а рассказать о продукте, если клиенту интересно. Всего в команде около 15 человек. Она состоит из административного отдела, мастеров на производстве и продавцов в магазине. Ищем людей по разным каналам, но многие почему-то пугаются, когда предлагаем хорошие условия с достойной оплатой труда и начальство в виде моего адекватного лица. Мастеров обучаю сама. Даю ряд испытательной работы по всем операциям и понимаю, в чем человек силен, а со временем расширяю обязанности. Остаются люди, которые проникаются и горят этим делом.

Конкуренция и планы

У меня нет в жизни понятия «конкурировать». PROSKUROVSKAYA – маленький бренд, и будет смешно, если я начну прыгать выше головы и соперничать с мировыми марками. Могу потратить кучу времени, сил, но это не даст никаких результатов. Среди украинских брендов тоже ни с кем не конкурирую – просто занимаюсь своим делом и считаю важным рассказать людям, почему наша продукция может быть им интересна.

В скором времени бренд будет продаваться в одном испанском магазине и сейчас ведем переговоры с еще одной сетью. Также разрабатываем для одного из киевских салонов красоты обувь и специализированные аксессуары для парикмахеров. Позже планируем работать с одним из Barbershop.

Хотим развивать сеть и работаем над этим. В Киеве уже есть магазин, скоро нас можно будет встретить в Испании и, надеемся, появимся и в других городах. Хотим, чтобы в каждой стране было наше представительство, куда можно прийти, потрогать и примерить вещь. Тогда начнет полноценно работать  интернет-магазин.