Британия вышла из Евросоюза, Дональд Трамп метит в президенты США, а в мире происходит множество терактов. Тобиас Стоун, предприниматель, академик и писатель, рассказывает, к чему могут привести эти события. Судьбу человечества можно предвидеть, заглянув в историю. И последствия вас не порадуют.
The Black Plague Marcello 1348Кажется, мы вступаем в один из дурацких периодов, которые происходят регулярно. В этой колонке я собрал мнения, основанные на разных источниках информации. Они могут оказаться правильными. Или нет. Но моя цель – бросить вызов и начать широкую дискуссию.
Я изучал археологию, историю и антропологию. Я рассматриваю крупные исторические модели. У меня есть теория, что большинство людей видят историю, ограничиваясь опытом общения с их родителями, бабушками и дедушками, то есть в рамках 50-100 лет. Чтобы выйти за пределы вы должны читать, изучать историю и учиться распознавать пропаганду, которая неизбежна. В университете я бы завалил доклад, если бы не сравнил два-три разных мнения. Принимать одну точку зрения и говорить о событиях как проповедник несравнимо с аналитическим методом исследования, который лежит в основе британского академического образования (я не могу говорить о других системах, но они точно не все похожи на этот метод).
Если присмотреться внимательно, человечество постоянно проходит фазы массовых разрушений, которые накладываются одно на другое.
Есть список войн. Войны, вообще-то, естественны для человечества. Но время от времени происходит нечто глобальное. Мне интересна эпидемия черной чумы, которая опустошила Европу. Начало «Декамерона» Дж. Бокаччо описывает Флоренцию в тисках болезни. Это за пределами воображения, как и битва на Сомме во время Первой мировой (было убито и ранено более 1 000 000 человек – прим. DIVOCHE.MEDIA), Хиросима или Холокост. Я хочу сказать, вы вряд ли сможете представить себя на месте участников событий. Те, кто попал в разгар чумы, должно быть, чувствовали, что приближается конец света.
Но отличительная черта человечества – его живучесть. Мы пережили чуму, но тогда казалось невероятным, что общество продолжит существовать. Действительно, в долгосрочной перспективе чума повлияла на человечество положительно. Подводя итоги: «Если взять слабых людей всех возрастов и убивать их сотнями и тысячами на протяжении короткого периода, эпидемия чумы показывает силу естественного отбора и убирает слабейших в широком масштабе Европы… К тому же, чума изменила социальную структуру некоторых регионов Европы. Людей стало меньше, в том числе и рабочей силы. Это вызвало рост заработной платы. Упали цены на продукты. Впоследствии стандарты жизни выросли. Например, люди стали покупать больше качественных продуктов».
Но для тех, кто пережил мировые войны, Голодомор, Холокост – немыслимо, что они смогли выжить и встать на ноги. Развал Римской империи, эпидемия чумы, испанская инквизиция, тридцатилетняя война, война роз, гражданская война в Англии… список очень длинный. Массовые трагедии, после которых человечество выживало и двигалось дальше – часто на лучшем уровне.
Локально люди думают, что все хорошо. Потом все быстро выходит из-под контроля и закручивается как по спирали, без остановки. Мы разрушаем все вокруг. Людям в эпицентре происходящего сложно увидеть и понять это. Потом смысл проявляется для историков, и мы четко видим, как одно приводит к другому. Изучая битву на Сомме, я был поражен, что это стало последствием убийства австрийского эрцгерцога в Боснии. Сомневаюсь, что тогда кто-то мог подумать, что убийство мелкого европейского монарха приведет к смертям 17 миллионов людей.
Это цикл. Он повторяется снова и снова, но, поскольку у большинства людей взгляд на историю ограничен 50-100 годами, они не замечают повторений.
События, которые привели к Первой мировой войне, не были отслежены. Некоторые блестящие умы того времени переживали, что нечто произошло неправильно, что подписанные соглашения по всей Европе могут привести к войне. Но к этим людям не прислушались, решив, что они сумасшедшие придурки и паникеры. Так всегда и происходит. Сейчас на тех, кто переживает по поводу Путина, Брекзита или Трампа не обращают внимания. Тогда, после войны, чтобы положить конец всем войнам, мы ввязались в следующую. Для историков это опять-таки вполне предсказуемо. Люди почувствовали, что потеряли контроль над своей страной и судьбой. Людям нужны козлы отпущения. Харизматичные лидеры подхватывают настроения и выделяют из толпы этого мальчика для битья. Он лепечет что-то про непонятные детали, и… барабаны… гнев, ненависть. Вскоре люди сливаются воедино, их действия не поддаются логике, и все выходит из-под контроля.
Таким был Гитлер. Но также и Муссолини, Сталин, Путин, Мугабе и многие другие. Мугабе в этом смысле – хороший пример. Он подстегнул национальный гнев и ненависть к белому меньшинству, которое владеет землей (так сложилось, что они умели заставить фермы работать), и захватил их земли, чтобы раздать народу. Популистский стиль, в конце концов, привел к разрушению экономики и фермерского хозяйства и оставил людей с землей, но голодающими. Посмотрите также на Голодомор, который создали власти СССР, и голод в Китае в прошлом веке, когда 20-40 миллионов людей погибли. Кажется непостижимым, что люди могут создать ситуацию, в которой десятки миллионов просто умрут, но мы делаем это снова и снова.
Однако в начале пути люди не осознают, что путь приведет к периоду разрушений. Они считают себя правыми, радостно издеваются над разъяренной толпой, а критики высмеивают события. Этот цикл, как мы видим на примере Версальского договора, прихода к власти Гитлера и Второй мировой, происходит снова и снова. Но, как и прежде, многие не замечают этого, и вот почему:
-
Они видят только настоящее, а не прошлое или будущее.
-
Они видят только то, что творится рядом, а не события по всему миру.
-
Люди не читают, не думают, не воспринимают и не слышат противоположных точек зрения.
Это то, что делает Дональд Трамп в США. Те из нас, кто следит за историей, видят происходящее. Прочтите этот блестящий текст. Еще Платон описал эту модель. Все происходит так, как он предсказывал. Трамп говорит, что сделает Америку снова великой, когда на самом деле она, согласно статистике, уже великая. Он использует страсть, злость и риторику так же, как его предшественники. Харизматичный нарцисс, который кормит толпу тем, что она станет сильнее, создавая культ своей личности. Вы можете обвинять общество, политиков, СМИ за то, что Америка теперь «готова к Трампу». Но масштабная историческая картина состоит в том, что история играет похожими способами каждый раз, когда кто-то вроде него становится главным.
В более широкой перспективе и если рассматривать еще детальнее, Россия тоже находится во власти харизматичного лидера, который использует страх и страсть, чтоб установить культ себя. Турция также. Венгрия, Польша, Словакия – следуют этим путем, и по Европе все больше Трампов и Путиных ждут своего часа. По факту, пока Путин их спонсирует, они ждут попутного ветра, чтобы расправить паруса.
Мы должны спросить себя, когда наступит наш «момент эрцгерцога Фердинанда». Когда, казалось бы, маленькое событие станет отправной точкой массовых разрушений.
Мы рассматриваем Брекзит, Трампа и Путина в отдельности. Мир так не работает. События связаны и влияют одно на другое. Мои друзья, которые поддерживают выход Британии из Евросоюза, говорят: «О, ты тоже будешь обвинять Брекзит». Но они не понимают, что на самом деле историки проводят четкие линии от, казалось бы, несвязанных событий, возвращаясь к большим политическим и социальным переменам, таким как Брекзит.
Брекзит – группа злых людей выиграла битву. Другим группам легко вдохновиться, чтобы начать похожую битву. Мысль о победе будет подгонять. Это может запустить цепную реакцию. Ядерный взрыв не вызван делением одного атома, но под влиянием первого атома делятся остальные, и это вызывает разрушение множества. Экспоненциальный рост в делении атомов и их энергия в комбинации – это бомба. Это то, как началась Первая мировая и, по иронии, как закончилась Вторая.
Вот пример того, как выход Британии из Евросоюза может привести к атомной войне:
Отсоединение Великобритании от ЕС приведет к тому, что Италия или Франция проведут похожий референдум. Ле Пен победит на выборах во Франции, которая теперь не в составе союза. Евросоюз фактически разрушен. Несмотря на многочисленные ошибки ЕС предотвращал войну в Европе дольше, чем когда-либо ранее. Евросоюз играет большую роль в подавлении военных амбиций Путина. Европейские санкции действительно ударили по экономике России и сбили ее пыл в нападении на Украину (это и есть причина, почему плохие парни хотят ослабить Европейский союз). Трамп победит в США. Трамп изолирует страну, что ослабит НАТО. Он уже сказал, что не будет автоматически следовать соглашениям НАТО и идти на столкновение с россиянами в странах Балтии.
Итак, Евросоюз разрушается, НАТО ослаблено. Путин видит, что экономический и социальный кризис в России продолжается. Нужно отвлечь людей на другую страну и снова сплотить их. Путин проплатит войну сепаратистов в Латвии против ЕС. На востоке Латвии станет больше «русских латышей». Россия отправит туда «миротворцев» и «гуманитарную помощь», как делала это с Грузией и Украиной. Путин аннексирует восточную Латвию (кстати, в этом смыле Крым и Латвия чем-то похожи).
Разрушенная Европа с лидерами Франции, Венгрии, Польши, Словакии и других пророссийских и антиевропейских стран, которые финансируются Путиным, отменит санкции или не даст военный отпор. НАТО будет медлить: Трамп не хочет, чтобы Америка была вовлечена. Большая часть Европы безразлична или блокирует любые действия. Россия не видит реального сопротивления своим действиям. Она ближе подвинется к Латвии и к Эстонии и Литве. Страны Балтии объявят войну России и начнут мстить, они уже в игре, без права выбора. Половина Европы станет на их сторону, другие страны останутся нейтральными и некоторые – поддержат Россию. Где будет Турция? Как Исламское государство отреагирует на войну в Европе? Кто использует атомное оружие первым?
Это только один сценарий «эрцгерцога Фердинанда». Количество возможных сценариев бесконечно, в зависимости от массива и сложности многих составляющих. И, конечно, многие их них приводят к тому, что ничего не происходит.
Но история говорит – мы на пороге периода разрушения, и все показатели подтверждают, что период начался.
Мы не можем представить пути, которые приведут к этому. Но ситуация выйдет из-под контроля так быстро, что люди не смогут это остановить. Историки оглянутся назад, сделают вывод и удивятся: как мы все могли быть такими наивными. Как я могу сидеть в милом кафе в Лондоне, писать это и не пытаться убежать. Как могут люди писать саркастические и опровергающие комментарии. Вроде того, что мы должны перестать ныть и обвиняем во всем Брекзит. Другие прочитают это, посмеются надо мной. Мол, я говорю, что Америка в хорошей форме, что Трамп, возможно, будущий Гитлер. Да, это закон Годвина (по мере разрастания дискуссии в интернете вероятность сравнения с Гитлером или упоминаний о нацизме стремится к единице, – прим. DIVOCHE.MEDIA). Но я сравниваю его с другим нарциссическим, харизматичным лидером, который раздувал пламя ненависти, пока все не вышло из-под контроля. Предсказания пессимистов основываются на изучении истории. Трамп выиграл дебаты, противодействуя другим республиканцам, оскорбляя их и отрицая их слова. Это легкий, но неверный путь. На протяжении Брекзита и кампании Трампа люди игнорировали экспертов и смеялись над ними. Это как игнорировать доктора, который говорит, что вам нужно бросить курить, а потом удивляться, что у вас неоперабельный рак.
Маленькие вещи приводят к разрушению, которое можно предотвратить, если немного послушать и подумать. Но люди курят и умирают. Это путь человечества.
Я чувствую, все это неизбежно. Я не знаю, что будет, но мы переступили порог плохого периода. Многим будет неприятно пройти через это. Возможно, вы даже не представите грядущий ад за пределами воображения. Но человечество пройдет и этот этап, восстановится и будет двигаться дальше. Человечество будет в порядке, все изменится, возможно – к лучшему. Для тех, кто попадет в водоворот событий – для тысяч турецких учителей, которых только что уволили, для журналистов и юристов в тюрьмах, для российских диссидентов в лагерях, для раненых в госпиталях Франции после атак террористов, для тех, кто еще пострадает, – это будет их битва на Сомме.
Что мы можем сделать? Хорошо, давайте, вновь оглянемся назад, возможно, не так далеко. Либеральные интеллектуалы всегда в меньшинстве. Посмотрите дискуссию в Твиттере пользователя Clay Shirky. Люди, которые видят другой путь к лучшей жизни: открытость общества, приветливость, отсутствие расизма и войн – проигрывают битвы. Они не играют по-грязному. Они не умеют завоевать популярность. Они менее жестоки, поэтому заканчивают в тюрьмах, лагерях и могилах. Нам нужно бояться разделения (как например произошло в Лейбористской партии). Нам нужно не заблудиться в агрументах, пробираться сквозь факты и логику и бороться с популистскими посланиями.
Мы должны понимать и использовать социальные сети. Мы должны использовать другой страх.
Страх, что будет Третья мировая, еще не совсем пропал. Мы не должны говорить сами с собой. Так мы слышим только свое эхо. Сторонники Трампа и Путина не читают The Guardian, так что все слова и доводы здесь попадают только в наших единомышленников. Нам нужно навести мосты от наших закрытых групп к другим, попробовать пересечь социальные барьеры, которые увеличиваются.
(Возможно, я написал это, чтобы войти в историю, как один из тех, кто видел, что происходит).