Нервная орторексия: как одержимость здоровой едой может привести к недоеданию

112 переглядів

Мы переводим статью Шивон Нортон для The Independent о том, как можно переусердствовать со здоровым питанием. «Заболевание под маской добродетели» – пищевое расстройство, которое пока не признано.

Советы по здоровому питанию в интернете и медиа, возможно, приводят к опасному, но до сих пор непризнанному пищевому расстройству – орторексии.

Термин «нервная орторексия» в 1997 году ввел доктор Стивен Бретмен. Зацикленность на здоровом питании, вплоть до перехода в болезненную зависимость, описывается как «заболевание под маской добродетели».

Орторексия отличается от расстройств питания, таких как анорексия или булимия. В этом случае целью служит не похудение. Ирония в том, что жертвы заболевания изначально стремились к здоровью и употреблению чистых продуктов, часто, чтобы ускорить выздоровление после какой-либо болезни.

Джордан Янгер

Одна из самых известных жертв – Джордан Янгер. Благодаря своему фуд-блогу она стала девушкой из рекламы здорового образа жизни в Нью-Йорке. Блог The Blonde Vegan превратился в бренд, затем последовало одноименное приложение для смартфонов и даже линия одежды с лозунгами «Oh Kale Yes» (Кале – зеленая капуста, – прим. DIVOCHE.MEDIA). Ревностно веря в «чистое питание», Янгер делилась в инстаграме своими детокс-рецептами (она регулярно сидела на 10-дневных очищающих диетах) с более чем сотней тысяч подписчиков.

Янгер излучала здоровье, но на самом деле она страдала. Девушка стала вялой и у нее пропали месячные. Она стала тревожной и паниковала, если что-то не вписывалось в ее правила. Янгер постепенно стала осознавать, что в ограничении питания есть нечто нездоровое.

«У меня появилось много страхов, связанных с едой», – сказала Янгер для The Independent. «Я все больше ограничивала себя в продуктах. В кругу друзей я даже шутила, что определенная пища, например яйца – это устрашающая еда, потому что я слишком долго держусь от нее вдалеке. В ресторане с друзьями или в супермаркете прикрываться веганством было легко. Я отвергала все «грязное». Брала все обезжиренное, без сахара, глютена и на растительной основе, остальное было не в правилах моей диеты».

Одна из проблем орторексии – такое поведение воспринимается обществом благосклоннее, чем другие расстройства. Задержитесь у любого шкафчика в тренажерном зале, и вы невольно станете свидетелем чужих жалоб: женщины в сердцах раскаиваются, если позволили себе немного фруктов, а мужчины нервничают, если нарушают баланс белков, жиров и углеводов. В инстаграме можно найти 26 миллионов постов с хэштегом #eatclean (вероятно, остальные продукты – грязные), а дневники питания позволяют управлять вашим меню и подсчитывать калории. Эту проблему легко игнорировать и называть проблемой первого мира, тем более она пока не классифицирована отраслевым стандартом в диагностическом и статистическом перечне психических расстройств (в США, – прим DIVOCHE.MEDIA).

В конце концов Янгер начала долгий процесс терапии и перешла к сбалансированному питанию. Она заново познакомилась с яйцами, рыбой и курицей и переименовала свой бренд в The Balanced Blonde. Переходный период был непростым,  она столкнулась с масштабным непониманием и даже угрозами со стороны некоторых фанатов.

Диета, основанная на натуральности, не считается ужасной, но наступает момент, когда такой способ питания перерастает в одержимость и может причинить вред здоровью. Некоторые жертвы орторексии сперва исключают одну группу продуктов. Например, они перестают есть злаки или продукты животного происхождения. В итоге строгая диета содержит так мало «безопасных» продуктов, что они недоедают.

Кэрри Армстронг

Кэрри Армстронг, телеведущая из Ньюкасла, пострадала от орторексии после болезни, из-за которой она не могла ходить. Врачи сказали, что должно пройти время, но Армстронг хотела максимально ускорить процесс. «Единственное, что я могла контролировать – это то, что я кладу в рот», – говорила она.

«Вы можете буквально кайфовать от ограничений. Я изводила себя чистотой. Я исключила мясо, потом молочные продукты. Я стала веганом, но не видела чудесных результатов, на которые так надеялась. Потом я переключилась на сыроедение, потом перешла на фрукты. В конце концов, я ела только органическую дыню. Мой вес был 38 килограмм, мои зубы разрушались, а волосы выпадали».

Армстронг подчеркивает, что орторексия – это не столько о контроле, сколько о «безопасности». «Я не контролировала еду, еда управляла мной, – говорит она. – Представьте, каково это, когда еда приводит вас в ужас. Это преследовало меня 8 лет».

«Орторексия не входит в список пищевых расстройств, так что мы не знаем, возросло ли количество случаев. Но мы стараемся узнать больше об этой проблеме», – пишет Мари Джордж на благотворительном ресурсе Beat, посвященном расстройствам питания.

«Орторексия похожа на обсессивно-компульсивное расстройство. Она характеризуется зацикленностью на правильном питании, употреблении только «чистых» продуктов и попытками избежать загрязнения еды».

Книга блогера Эллы Вудвард «Вкусная Элла» разошлась тиражом 200 тысяч экземпляров, быстрее, чем все поваренные книги когда-либо. Вудвард стала на путь вегана – без мяса, молочных продуктов, глютена, рафинированного сахара и обработанных пищевых продуктов – после того, как ей диагностировали хроническое заболевание. Другая книга, «Голая диета» Тессы Ворд, вышла в этом году. В книге есть главы: без грязи, без приготовления, без примесей, без добавок, без оболочек, без микробов и без токсинов. Тесса утверждает, что предлагает подход к очищенной еде, чтобы очистить тело. Единственная вещь, общая в ограничениях этих книг – иногда исключаются целые группы продуктов.

Армстронг отмечает, что большинство блогеров здорового питания или гуру диет не защищают орторексию. «Стиль жизни таких людей расширяет их мир, а не сужает. Они наслаждаются дискуссиями о еде и здоровье. Орторексия – это изоляция и одиночество».

Некоторые строгие диеты могут быть здоровыми и даже необходимыми по медицинским, этическим и религиозным причинам. Доктор Брэтмен, который не только ввел термин, но и был первым пострадавшим, говорит, что опасность появляется, когда диета перерастает в одержимость. «В конце концов, орторексия достигает точки, в которой человек большинство своей жизни посвящает планированию, покупке, приготовлению и поеданию блюд», – пишет он в книге «Пристрастие к здоровой пище».

Армстронг раньше страдала от алкоголизма, и она говорит, что способы борьбы с расстройствами были похожи. «Помощи нет, потому что заболевание не признано. Терапевт отправит тебя к диетологу, но это ошибка – диетолог акцентирует внимание на еде. Я должна была найти то, что заполнит мое время и что я полюблю взаимно. Еда взаимностью не отвечает».

Лишний вес: разве это пищевое расстройство?

Мышление людей с лишним весом, возможно, настроено на поиск еды – такие результаты показало исследование пищевых зависимостей.

Тяга к еде связана с тем, что у людей, которые страдают ожирением, и у тех, кто в нормальном весе, разные типы нейронных связей мозга. Ученые предложили закуски в формате фуршета 39 людям с лишним весом и 42 людям с нормальным весом, а после провели сканирование мозга одновременно с представлением фотографий еды.

Функциональная магнитно-резонансная томография показала, что у тучных участников картинки стимулировали связь между двумя зонами мозга. Хвостатое ядро помогает управлять поведением, основанном на получении награды, в то время как соматосенсорная кора отслеживает энергетическую ценность еды. Крепкая связь между этими двумя участками влияет на желание потреблять высококалорийную пищу.

Ведущий ученый доктор Орен Контрерас-Родригес из университета Гренады в Испании говорит: «Спор о том, можно ли назвать ожирение пищевой зависимостью, не прекращается. Мы обнаружили, что оценка еды как награды связана с нейронными изменениями, аналогичными тем, которые возникают при наркозависимости».

Результаты были представлены в Европейском колледже нейропсихофармакологии на ежегодном отчете в Амстердаме, Нидерланды.