Первая дочь США: Чем опасен ложный феминизм Иванки Трамп

230 переглядів

Дональд Трамп избран президентом США, и внимание приковано ко всей его семье. Джилл Филипович из The New York Times разбирает особенности мнимого феминизма его дочери – Иванки, поясняя, почему это не то, чем кажется.

Иванка во время вторых президентских дебатов в Сент Луисе, 9 октября 2016 г. Фото: Gary He/EPA

Старшая дочь Дональда Трампа достигла многих целей. Она как глянцевая картинка современной американской женственности. Мать троих детей, которая строит бизнес под своим именем. Гламурная личность, на фото она балансирует с ребенком в одной руке и папкой бумаг в другой, обута в туфли на высокой шпильке собственного бренда.

У нее есть все, включая внимание отца и мужа – Джареда Кушнера, который станет старшим советником в администрации Трампа.

Но, пока миссис Трамп наслаждается профессиональным и личным успехом, которых добилась благодаря феминизму, она не выглядит как лицо феминистского будущего. Наоборот, она, словно мошенник, под видом феминизма продает нам традиционную женственность и поддерживает мужскую силу.

Иванка пытается сгладить впечатление от кумовского назначения мужа. Она отказалась от руководства своим брендом и должности вице-президента Trump Organization и переезжает с семьей в Вашингтон. Братья продолжат управлять семейной компанией. Иванка говорит, что ей нужно время – «троим детям нужно обжиться в новом доме и привыкнуть к новой школе».

Чета Трамп-Кушер станет одной из самых влиятельных пар в Вашингтоне.

Многие считают, что миссис Трамп будет почти первой леди.

Но пока Иванка или ее муж работают на президента, возникают серьезные этические и юридические проблемы. Аналитики не сомневаются – вероятно, мистер Трамп выбрал Кушера в свои советники с благословения дочери.

Детали этого назначения необычны, но его основы банальны. Даже в городах-космополитах, где «властные пары» в избытке, мужчина всегда более могущественный. Успеха он добивается благодаря жене, которая достигает целей на поле феминизма, но оказывает мужу традиционную супружескую поддержку.

Образованным женщинам предыдущих поколений было сложно найти партнеров. Сейчас женщины с высшим образованием, как миссис Трамп, проще выходят замуж, и, также как она, откладывают рождение детей до свадьбы. Финансовое давление меньше, доходов в два раза больше, или же доход одного из партнеров экстремально высок. Такие пары разводятся реже, чем те, у кого меньше денег, хотя обе группы в чем-то похожи и стремятся к идеальному браку.

Образованные женщины стали романтичнее и профессиональнее. Во многом это заслуга феминизма, которой пользуются, хотя бы, женщины на самой верхушке. Миссис Трамп использовала бережно культивированное изображение ее карьеры и семьи, чтобы продать, как свой бренд, так и политические амбиции отца. В инстаграме под тегом #WomenWhoWork полно изображений с мотивирующими подписями о важности домашнего материнства, о том, как мамы успевают все. «У меня есть несколько очень важных ролей, но материнство – всегда была любимой», – пишет Иванка под семейным фото.

Нелегко мастерски балансировать между амбициями и привлекательностью. Женщинам, обычно, приходится выбирать или одно, или другое. Таблоиды описывают Иванку как «заботливую маму» и «успешную бизнесвумен». Отец поддерживает ее, продвигая политику оплачиваемого декретного отпуска.

А Иванка со стратегическим рассчетом продает эту картинку. Белые работающие американцы были целевой аудиторией Дональда. Они ближе к традиционным взглядам, брачным обязательствам и гендерным нормам, чем те, кто окончил колледж, и чем работающие одинокие мамы.

Бесспорно, у миссис Трамп остаются чистые амбиции, отчасти потому, что она, кажется, ничего не требует от мужчины. Она подтверждает свой статус жены и матери в первую очередь и бизнесвумен – во вторую. Она говорит о проблемах совмещения семьи и работы, но не просит, чтобы муж принимал участие в домашних делах.

Может, Кушер моет посуду, но в инстаграме не светится.

Похвально ее продвижение оплачиваемого декретного отпуска. Это выходит за рамки обычной политики республиканцев. Но программа, к которой она призывает отца – не для родителей. Она для матерей. Иванка подчеркивает, что растить детей должна женщина (даже работающая). Ее мягкий «феминизм» словно перекрывает хамство отца: Дональд неоднократно хвастался, что отказывался заботиться о детях (их пятеро), но дочь считает его «феминистом».

Иванка льет бальзам на душу избирателей отца – показывает новую традиционную модель брака на основе пост-феминизма. Это приемлемый способ связать старые сексистские идеи о женщинах – кухарках и воспитательницах – с реалиями современной жизни в Америке. Миссис Трамп остается идеалом женственности, живя в феминистической реальности.

Для женщин рабочего и среднего класса этот идеал больно разбивается об реальность.

Многие американцы застряли между революционной современностью и пятидесятыми – идеальная белая семья из пригорода. Гендерное равенство в таком случае нереально. Большинство американцев согласны, что женщина не должна возвращаться к традиционным ролям 1950-х, но, в то же время, они верят – матери должны сидеть дома с детьми.

Есть семьи, которые живут гораздо беднее, чем чета Трамп-Кушнер, и для них такие ожидания сомнительны. Когда гетеросексуальная пара заводит ребенка, возникают ссоры, независимо от дохода. Родители скатываются до традиционных ролей, и женщина остается менять подгузники, или, как в случае с Иванкой, обживаться в новом доме, чтобы дети привыкли к новой школе.

Женщины ждут равноправия в доме и чаще чувствуют себя обманутыми тонкими сексистскими договоренностями. Или принимают традиции и обнаруживают, что слишком подстраиваются. Верят, что должны играть в родительстве первую скрипку, когда экономическая реальность требует, чтобы они работали.

Миссис Трамп написала книгу – «Работающие женщины». Похоже, она думает, что может дать совет другим. Но подражать примеру Иванки без ее финансовой поддержки – опасный путь. Согласно социальным исследованиям,  женщины, которые совмещают карьеру и отвечают за домашний фронт, более подвержены стрессу, чем те, кто делит обязанности с партнером. Если белые семьи рабочего класса, где женщины работают, верят, что обязанности делятся на мужские и женские – неизбежно возникают конфликты.

«Работающие женщины» – наименее феминистическая книга из всех. Миссис Трамп преподносит это как выбор, а не как предсказуемый и преднамеренный результат, который возникает, когда достижения феминизма извращены консервативной политикой.