Как я стала монстром: Опыт участия в арт-перформансе

146 переглядів

– Читайте этот текст.
Она стоит, скрестив руки, над новым участником Перформанса.
Мужчина заинтригован и весел.
– Нет, не так. Громче!
Улыбка оседает, ему становится неуютно.
– Я что-то непонятно сказала? Громче! В этом углу вас совсем не слышно.
Его щеки краснеют.
– А теперь медленнее. Остановитесь.
Он ерзает на стуле, но подчиняется.
– Прочитайте последнюю фразу еще раз. Почему вы встали? Я вас не отпускала. Сядьте.
Последнее слово она произносит с особенным нажимом, смотря прямо в глаза собеседнику. Ему не хочется подчиняться, но противостоять приказу он не может. Садится. Она медленно уходит из зала, зная, что через секунду он сбежит. Унесет ноги, спасая шкуру и остатки самоуважения. Она же вернется и будет ждать нового.
Ну не тварь ли? Эта бабища с каменным лицом. Прикрываясь работой, она унижает, издевается над людьми и… получает от этого удовольствие.
Откуда я точно знаю ее чувства?
Все просто, этим чудовищем была я.
Тихо и незаметно, подчиняясь правилам Перформанса, я превратилась из хорошей девочки в стерву, самодура и деспотичную училку. К счастью, мне удалось посмотреть на себя со стороны и измениться. Надеюсь, эта история поможет вам не наступить на те же грабли.
Итак, в прошлом году меня пригласили поучаствовать в Перформансе в PinchukArtCentre. Его автор – художник Павел Хайло – хотел на практике изучить, как на человека влияют система и правила. Где человек еще подчиняется правилам, а где будет сопротивляться или вовсе откажется им следовать.
Нам придумали три простых правила. Перформер может:
– медленно и громко диктовать тексты (инструкции для проведения экономических игр);
– ходить, но только по линиям, начерченным на полу;
– при желании вступать в диалог со зрителями.
А еще Павел разрешил нам нарушать правила, все до единого.
«Нет-нет-нет. Как это, нарушать?» – подумала я на собеседовании. Я же хорошая девочка и не актриса к тому же, а дизайнер. Мне привычнее соблюдать правила и ТЗ, готовить макеты до полуночи и делать клиента счастливым. Я буду выполнять все как положено.
Через неделю работы я поняла, что схожу с ума. Читать одно и то же несколько часов в день было невыносимо. Особенно, когда кто-то шушукается в двух шагах от меня.
– Девушка! Да-да, вы, в черном платье. Вы мне мешаете.
– Э…это что, перформанс какой-то?
– Да, и Я здесь РАБОТАЮ.
– Извините.
Она умолкает и уходит.
После первого такого разговора у меня прилила кровь к щекам и зашумело в ушах. Неужели я могу быть такой уверенной в себе? Круто.
Дальше – больше правил. Ходить за моей спиной – нельзя, класть локти на стол – тоже. Девушка, почему вы так криво сидите? А ну, расправьте плечи!
Каждая такая стычка давала мне заряд бодрости и азарта. Мне было интересно, прогнется ли под меня этот человек или нет? Какой метод давления сработает на нем лучше? Чаще всего люди прогибались.
Следующий этап – перекладывать свою работу на других. А почему эта девушка так тихо читает? Иногда я так громко диктую, что после смены говорить не могу. Пускай и она постарается. И еще погромче. Чего это она плачет? Это же несерьезно было.
Мне уже не хочется уходить из зала. В коридоре я буду обычной, а тут в моих руках власть, и я могу навязывать другим людям свои правила.
Почему я это делала? Потому что правила Перформанса такие, и я старательно их выполняю. Потому что мне разрешили, и я не несу никакой ответственности. Потому что это игра. Очень похожие аргументы приводили участники Стэнфордского эксперимента, которые «играли» тюремщиков. Я становилась чудовищем, но пока этого не замечала.
Только один человек бил тревогу – мой муж. Его беспокоило, когда я приходила домой в «рабочем» состоянии и взрывалась по любому пустяку. Не нравились мои «истории успеха» и, самое важное, он отказывался приходить на мое выступление. Говорил, что не хочет меня видеть такой. А я обижалась. Это же просто работа.
Утро. Я пью кофе, готовлюсь к рабочему дню и листаю фейсбук. О, отличная статья!
«Фразы, которые уничтожают самоуважение». Так, что тут может пригодиться для работы? «Зато вы красивая». Прекрасно! «Будьте мужчиной». Беру и это! «Есть такое слово «надо», «Ничего другого я от вас и не ожидала…» Да, это точно сработает. От этих слов собеседник почувствует себя маленьким, беззащитным и несчастным. Ему будет больно… Что?!
И тут меня накрыло.
Мне опять 12. Мама контролирует каждый мой шаг дома, одноклассники увлеченно затравливают в школе, учителя не вмешиваются, а классный руководитель открыто игнорирует. Я слабая, беззащитная и ничего не могу изменить. Как же это больно.
В этот момент я оглянулась на последние месяцы. Что я делала? Заставляла людей делать бессмысленные штуки. Если они сопротивлялись, унижала их и «преследовала». Я делала людей несчастными. Но зачем? Какая великая цель может оправдать такие средства?
И тут я поняла, что запуталась. Я не хотела больше следовать глупым правилам, потому что так «надо». Я сделала паузу в несколько смен, на которых просто молчала. Молчала и думала.
Бросать проект за неделю до окончания – не вариант.
А что, если разрушить систему и сделать все по-своему? Не изолироваться от людей, а работать сообща? Не навязывать правила зрителям, а вместе придумывать, как сделать игры веселее? Делиться друг с другом, общаться лично и глубоко по поводу наших личных правил в жизни? А еще смеяться, читать правила хором и наперебой, валяться на подушках и радоваться. Ведь работа без радости невозможна. Охранники приходили смотреть, что тут у нас происходит, и крутили пальцем у виска. Но мне было хорошо, я наконец-то стала собой. А потом закончила перформанс так, как считала нужным.
Благодаря этому проекту я поняла, что нельзя слепо следовать правилам, задачам и желаниям начальника. Нужно все время спрашивать себя: Что я чувствую по этому поводу? Нравится ли мне то, что я делаю? Я делаю хорошее дело или плохое?
Каждый человек должен защищать себя, свои границы и свое тело. Это касалось всех людей, которые позволяли вторгаться в их пространство и давить, давить, давить. А также меня самой. Однажды мне даже пришлось защищаться кулаками!
Даже если ты перешел на «темную сторону», близкие люди помогут тебе оттуда выкарабкаться.
Я не жалею, что попробовала. Это был прекрасный жизненный опыт и знакомство с самым важным человеком – со мной.