О живодерах
Что надо знать про новый закон о жестоком обращении с животными
4 августа вступил в силу законопроект №5119-1. За убийство животного теперь можно получить реальный срок от шести месяцев до восьми лет. За издевательства над животными – штрафы от 3400 до 8500 грн (или лишение свободы на 15 суток). Разбираемся, как правильно использовать этот закон и какую ответственность будут отныне нести живодеры.
Годами юрист Алексей Святогор публично рассказывает, как убивает сотни собак по всему Киеву. Но до сих пор никто не мог законно наказать живодера. Несмотря на огромное количество доказательств (в том числе телепрограмм, где Святогор называет себя главным догхантером страны и рассказывает, что убил уже более 1000 собак), ему так и не вручили подозрение за пропаганду жестокого обращения с животными. Первый заместитель руководителя киевской местной прокуратуры №10 Вадим Кучер не подписал уведомление о подозрении, аргументировав, что в заключении лингвистической экспертизы недостаточно веские основания для этого. На этот раз Святогору удалось избежать какого-либо наказания, но с 4 августа за подобные преступления может грозить не только штраф, но и тюремное заключение.
В юриспруденции есть понятие, что «закон не имеет обратной силы во времени». Так как уголовная ответственность за «публичные призывы к жестокому обращению с животными» появилась в Украине только с 4 августа 2017 года, эти люди просто уходили от ответственности (как в случае с Алексеем Святогором, которого можно наказать только за заявления и признания, совершенные им после указанной даты).
Истории, рассказанные нашими героинями, случились до принятия нового закона и останутся безнаказанными, но должны послужить предостережением для других владельцев животных. В дополнение к ним эксперты и защитники прав животных рассказали, что делать в случае отравления и как реагировать на жестокое обращение с животными.
Юля Мороз, редактор DIVOCHE.MEDIA Pro
В 2015 году соседка отравила моего голден-ретривера одним из самых опасных ядов, который, между тем, чрезвычайно просто достать в аптеке. Соседка просто не любит больших собак, хотя ее внучка просто обожала Иванчика и играла с ним каждый день.
Оксана Тукалевская, PR-директор
Ее звали Басра – Бася, Бу. Чистокровный лабрадор, с родословной и книжечкой КСУ, домашняя, любимая, ухоженная. Полноценный член семьи. Почему я об этом говорю? Потому что догхантеры культивируют миф, что убивают только бездомных. Не верьте. Врут. Убивают домашних. Нередко просто забрасывая яд в частные дворы.
Ирина Ольховская, телеведущая
Мою собаку отравили на территории дачных участков. Кинули отравленную еду на частную территорию. Перед отравлением самый известный догхантер Украины, адвокат Алексей Святогор, сфотографировал собаку. А когда отравил, на следующий день отчитался перед своими фанатами, выложив фото. Полиция отказывалась приезжать, мотивируя это тем, что у них много серьезных дел. Собака умирала в адских муках.
Мы специально не называем яды, которыми травят собак. Но они очень доступны, и сейчас наблюдается эпидемия массовых отравлений именно этими веществами. Если вы увидите следующие симптомы, максимально быстро отправьте собаку к ветеринару. Если ехать долго, введите собаке следующие препараты и немедленно везите к врачу.
Самое популярное и опасное отравление
Симптомы: потеря координации, шатание, подкашиваются ноги, обильное слюноотделение, пена из пасти, рвота, падения, рычание, сильные судороги, собака освобождает кишечник, остановка дыхания.
Как спасти: сразу уколоть собаке максимальную дозу витамина В6 (пиридоксин), на 30 кг собаки – 6 ампул, и отвезти в ветбольницу максимально быстро. Лечение длится до пяти дней. Пиридоксин имеет смысл купить в обычной аптеке и держать дома каждому хозяину собаки, которая пока не отучена подбирать еду на улице.
Второе по популярности отравление
Симптомы: кровавая рвота, кровавый понос, кровотечение из прямой кишки, вялость, отсутствие аппетита, анемичность слизистых оболочек, одышка, тахикардия, животное стонет, температура до 40С.
Как спасти: витамин К1 (фитоменадион) – жизненно необходим для восстановления функции свертываемости крови. Чаще заменяют викасолом (К3), но лучше найти человеческий К1 – конакион (конавит, мефитон, монодион). Сразу же – к врачу.
Регина Сай, юрист Law firm Suprema Lex
Если кто-то из вашего окружения постоянно грозится отравить всех собак и котов, рассказывает, как это можно сделать – такие действия можно квалифицировать как пропаганду жестокого обращения с животными. Такого человека можно привлечь к административной ответственности, а если были найдены трупы животных и будут осуществлены все необходимые следственные действия, то делу можно дать ход и наказать уже по уголовному кодексу.
Если вы увидели, как кто-то разбрасывает что-либо, бьет животное или по-другому высказывает жестокое обращение, обязательно вызывайте полицию и по мере возможности посодействуйте: запомните злоумышленника и любые другие важные обстоятельства, которые могут помочь следствию для дальнейшего установления правонарушения, и максимально подробно сообщите их правоохранителям.
Полиция должна прибыть незамедлительно на место происшествия, совершения преступления, административного правонарушения. Полиция обязана пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления. Не забывайте об этом. И напоминайте кому надо.
Не бойтесь обращаться в органы и активно использовать свои права и права животных на защиту. Еще один из весьма действенных способов – привлечь внимание общественности и не дать спуску, чтобы дело не «замяли». Боритесь. Мы только начали борьбу, и от вас зависит, как она пройдет.
Евгения Драч, фотограф, зоозащитница
Я часто сталкиваюсь со случаями ненадлежащего обращения с животными. В большей степени это отношение безответственное, но бывает и жестокое. Например, кот, которого несли в обычном пластиковом пакете и на наших глазах хотели завязать пакет на узел.
Мы отобрали кота, впрочем он и так не был нужен горе-хозяевам. Я вернулась и сделала фото этих людей. И объяснила, что за убийство животного они должны будут нести наказание. Очень тяжело видеть хозяев, избивающих своих собак прямо на улице. В таких ситуациях я останавливаюсь и требую прекратить издевательство над животным.
Животные на жестокое отношение реагируют по-разному. Кто-то умудряется сохранить здоровую психику. Обычно это собаки с высокой социальностью, которые доверяют всем и любят всех – даже после ужасов, которые с ними творят люди. Это бывает очень редко. Большинство же собак, даже очень социальных, начинают сильно бояться человека. Вернуть доверие можно, но это вопрос времени и терпения, которого не всем хватает.
Реабилитация таких животных возможна. Главное – постепенно и планомерно возвращать доверие. Строить новые, хорошие ассоциации с человеком.
Возможно недоверие не пройдет полностью – собака будет доверять вам, но опасаться незнакомцев или людей, похожих на насильника. Жертва может бояться мужчин или женщин, детей, людей определенного телосложения или тембра голоса, может бояться бытовых предметов, от которых получала травмы, или мест, похожих на те, которые стали для нее роковыми.
Если вы видите жестокое обращение с животными, нужно вмешиваться. И делать это по-возможности максимально трезво и безэмоционально. Это очень тяжело. Но если человек бьет собаку, ваши крики только добавят ей стресса. Это крайний метод. Привлекайте внимание общественности к происходящему. Выговаривайте свое недовольство, озвучивайте, что это НЕ НОРМАЛЬНО. В идеале, разберитесь в сути происходящего и заберите животное из ситуации насилия. Вызывайте полицию и требуйте хотя бы зафиксировать случай либо аргументировать отказ в помощи. Фиксируйте все происходящее на видео, фото или хотя бы диктофон.
Ольга Спектор, создательница фонда Happy Paw
Что касается процедуры привлечения к ответственности за жестокое обращение с животными – она не менялась. В связи с чем все процессуальные моменты, такие как сбор доказательств, определение того, что, собственно, может быть самими доказательствами, проведение каких-либо следственных действий – все остается таким же. Другими словами, этим законом государственному обвинению упростили задачу – конкретизировали, за что привлекать к ответственности. Но, как и раньше, этими делами не занимались и не хотели заниматься, какого-то интереса или обязалова для правоохранительных органов этот закон не приносит – со стороны работы полиции, следствия, прокуратуры ничего, по сути, не поменялось.
В то же время не стоит все принимать зоозащитникам на свой счет. К сожалению, есть ряд и других административных правонарушений или преступлений, которыми правоохранительные органы не хотят заниматься – незначительные кражи, всевозможное хулиганство, нарушения правил дорожного движения – если ущерб от этих преступлений незначительный, их просто пускают на «самотек». К сожалению, к таким нарушениям относилось и жестокое обращение с животными, и, к еще большему сожалению, новопринятый закон ситуацию в этом разрезе не изменил.
И с этим законом, и с предыдущей редакцией, все натыкалось на нежелание следствия работать в направлении раскрытия преступления и привлечения нарушителя к ответственности. Ведь проще всего было сообщить, что невозможно привлечь к ответственности, так как нет прямых доказательств того, что это сделал этот человек, потому что его не поймали за руку. Но ведь, если провести оперативные следственные действия, сбор информации из различных источников, все абсолютно доказуемо.
Давайте проведем аналогию с раскрытием убийства. Редко, когда преступника «ловят за руку». Чаще всего следствию предстоит проделать большой кусок работы, проводить допросы, опрашивать свидетелей, следить за подозреваемым – и в результате такой деятельности раскрывается преступление. То же самое касается и жестокого обращения с животными – все упирается в желание следственных органов тратить на это большое количество времени. Еще усложняет задачу, что, если животное было ничейное, то невозможно определить какого-то человека как потерпевшего. Со статусом потерпевшего человек мог бы знакомиться с материалами дела, жаловаться на бездеятельность, даже помогать в сборе доказательств. В случае же, когда действия нарушителя нанесли вред бездомным животным, нет лица, которому был причинен ущерб или интересы которого пострадали, соответственно, и потерпевшим признавать некого.
В случае Святогора будет два больших «камня преткновения»: первый – доказать, что он совершал непосредственно отравление, убивал или калечил, основываясь только на его заявлениях в социальных сетях, будет невозможно, если не найдется других доказательств. А о том, с какой охотой их собирают, мы ответили ранее. Второй – то, что в юриспруденции называется как «закон не имеет обратной силы во времени». Так как уголовная ответственность за «публичные призывы к жестокому обращению с животными» появилась только с 4 августа 2017 года, Святогора можно привлечь к ответственности только за его «опусы», совершенные после указанной даты.
В случаях медленного реагирования или вообще нереагирования, зафиксируйте самостоятельно нарушение или его следствие, узнайте, какой номер патруля ответственный за этот район и должен был к вам приехать, попросите диспетчера зафиксировать жалобу, отправьте жалобу на адрес районного и центрального управления национальной полиции. Если по однотипным нарушениям каждый неравнодушный начнет требовать немедленного прибытия полиции и жаловаться на их медленное реагирование, это может позитивно повлиять на скорость работы органов, так как им будет проще приехать, чем потом долго разбираться с жалобами от зоозащитников.
Ольга Спектор, создательница фонда Happy Paw
Если ваше животное убили (например, отравили), обязательно сразу обратитесь в полицию, чтобы они зафиксировали это, и настаивайте на том, чтобы информацию сразу внесли в Единый реестр досудебных расследований, а не начали так называемую «доследственную проверку», которые, как правило, заканчиваются тем, что полиция «не находит состава преступления».
Согласуйте с полицией порядок того, как провести вскрытие, чтобы потом не было сказано, что это вы сами что-либо придумали и такое нельзя принимать во внимание как доказательства. Ходатайствуйте о том, чтобы полиция привлекла к опросу, во-первых, всевозможных очевидцев, во-вторых, того, кого вы подозреваете, для дачи показаний.
Просите следствие, чтобы взяли записи с камер наблюдения близлежащих домов, учреждений и т.д. – требовать вы этого не можете, но, если они этого делать не будут, вы можете жаловаться на бездействие следствия.
После каждого действия правоохранителей знакомьтесь с материалами следствия, чтобы следить за тем, что ничего не «пропало» и все проведенные действия были зафиксированы.
Более того, вы должны понимать, что, даже если следствие и закончится обвинительным актом, дело будет передано в суд, где опять-таки суд будет рассматривать все аргументы и доказательства вины этого человека, но там же и сам подсудимый сможет защищаться, опровергая то, что вы и следствие будете использовать в качестве аргументов. Вся эта процедура – достаточно трудоемкий и длительный процесс, в связи с чем зоозащитникам или пострадавшим от действий догхантеров следует запастись терпением.