Несколько лет назад Лора Микес вела регулярный класс для бакалавров Университета Калифорнии (Сан-Диего) по детским психическим расстройствам. Предмет не был самым простым или веселым, поэтому иногда она разбавляла его ироничными комментариями из собственного воспитания. В конце курса Лора собирала отзывы о себе как профессоре в рамках ежегодного обзора и была поражена одним из комментариев: кто-то из студентов написал: “Она – не смешная”.
Image by © 2/John Rowley/Ocean/CorbisМикес осознала, что студенты не только не ценили, но и не замечали остроумия многих из ее коллег-женщин. Она была не единственной, кто пришел к такому заключению. В недавней работе Бена Шмидта, профессора из Северо-Восточного Университета в США, было проанализировано 14 миллионов отзывов о мужчинах и женщинах-профессоров на сайте RateMyProfessor.com. В каждой из дисциплин профессора-мужчины были описаны как “смешные” намного чаще, чем их коллеги-женщины.
“Я подумала, может, я не настолько и остроумна, – рассказывает Лора. – Но мне говорят, что у меня есть чувство юмора. Мы прекрасно проводим время с моими подругами”.
История Лоры глубоко засела мне в голову и не давала покоя. В моей семье было принято смеяться над мелкими неприятностями, которые с нами случались. Если бы моим подругам пришлось описать меня тремя словами, большинство бы использовало “остроумная” в качестве одной из характеристик. Мужчину же я могу развеселить раз в пару месяцев.
Мужчины говорят: “Я хотел бы иметь подругу, которая сможет меня рассмешить”. Но для них это скорее роскошь, чем необходимость.
С одной стороны, мы живем в золотой век женской комедии. Тина Фей, Лина Данэм, Минди Калинг, Абби Джэйкобсон, Илана Глейзер и другие, безусловно, не первые женщины в истории с невероятно популярными ТВ-шоу, полностью основанными на их юмористическом таланте. Но именно эти дамы стали первыми комедиантками, которые открыто шутят о своей вагине. В следующем году Эми Шумер будет первой женщиной-комиком, выступившей перед аудиторией в Мэдисон Сквер Гарден.
Давайте объективно – женское чувство юмора существует. С другой стороны, так же жив и стереотип, где мужчина продолжает развлекать хохочущую стайку зрителей женского пола. Есть ежегодный обзор Лоры. Есть мои уморительные подруги, многие из них – постоянно одиноки. Если мужчины и женщины могут одинаково хорошо шутить, почему юмор из уст “незвездных” женщин так часто недооценен?
В 2012 году Лора решила проверить, был ли прав ее студент (или как она сама описала: “Я решила перенаправить свой гнев в более конструктивное русло”).
Один из самых распространенных способов измерения “юмора” проводят среди старшекурсников (типичных “подопытных кроликов” для социологических исследований). Им предлагают придумать заголовки к комиксам в газете The New Yorker. Лора предложила 32 студентам придумать заголовки для 20-ти комиксов из нью-йоркского издания. Мужчинам задание понравилось, женщины же выполняли его с неохотой. “Была одна участница эксперимента, которая вошла уже испуганной и сказала: “Но я не умею шутить!”, – вспоминает Лора.
Когда шутливые заголовки старшекурсников были записаны, их передали для оценки новой группе участников исследования. Шутки мужчин были признаны “более находчивыми” (примерно на 0.11 пункта по 5-бальной шкале).
Лора ужаснулась результатам, несмотря на незначительную разницу: “Я подумала, что с меня хватит, и я больше никогда не буду проводить эксперименты”.
Гендерные исследования на основе комиксов The New Yorker, проведенные ранее, показывали смешанные результаты. В исследовании журнала Intelligence 2011 года участники мужского пола опять же сочинили более остроумные заголовки, чем женщины. Но в исследовании годом ранее мужские и женские шутки были одинаково забавны.
Эксперимент Лоры открыл еще одно интересное различие: мужчины шутили лучше, но намного чаще использовали для своих колкостей сексуальный подтекст и нецензурную лексику. Именно эти заголовки не имели высоких оценок. Если бы мужчины были действительно более остроумными, то разве они не были бы “последовательно” остроумными?
Мужчины пытаются шутить чаще, поэтому у них это лучше получается.
Позднее, в рамках нового опроса, Лора раздала мужчинам и женщинам по списку случайных слов (например, “вяленая говядина” и “водная горка”) с просьбой написать короткие тексты с их использованием. Без указаний мужчины написали шутливые заметки. Женские рассказы были написаны лучше и творчески, но их нельзя было назвать забавными. Однако удивительная вещь случилась, когда Лора прямо попросила участников попытаться написать шутливые рассказы. Оба пола использовали юмор, в РАВНОЙ мере.
В шуточках – как в хоккее. Вы пропускаете 100% попыток, которые не случаются. Исследование того же журнала Intelligence 2011 года показало, что мужчины написали больше заголовков, как смешных, так и провальных. Другими словами, мужчины пытаются шутить чаще, поэтому у них это лучше получается.
“Мужчины чаще готовы шутить на свой страх и риск. Но они и больше терпят в этом неудачу”, – говорит Джил Грингросс, психолог из университета Нью-Мексико, автор исследования 2011 года. Для мужчин игра стоит свеч. Если у вас не получится, и шутка “не зайдет”, вы потеряете, возможно, несколько минут. Но если человек рассмеется – выгода может быть огромной”.
Мужчины предпринимают попытки пошутить настолько часто, что их считают более забавными, даже если это не так.
Возвращаясь к экспериментам Лоры: после написания заголовков старшекурсники заполнили анкету о том, насколько забавными их заголовки покажутся другим, и какая из гендерных групп окажется более остроумной в итоге. Мужчины ответили, что по 5-балльной шкале их юмора наберет около 2.3 баллов. Женщины оценили себя лишь на 1.5 балла. Хуже того, 89% женщин и 94% мужчин ответили, что по большей части остроумнее мужчины.
В последующих поисках правды Лора попросила новую группу участников предположить пол автора из шуток предыдущей группы. Оба пола приписывали авторство наиболее остроумных заголовков мужчинам. Лора пришла к выводу, что мужчины пытаются шутить чаще и усерднее. Возможно, со временем именно это поощряет их в стремлении казаться остроумными и забавными.
***
Но почему мужчины так стараются рассмешить окружающих?
В основном, чтобы “обломилось”. Эволюционная психология не является слишком популярной, но ее последователи утверждают, что женщины более разборчивы при выборе партнера. Это объясняется тем, что материнство было, как-никак, изматывающим и часто опасным для жизни. В случае выбора не того самца пещерная женщина могла проходить через изнурительные роды только для того, чтобы потом растить хилого ребенка без помощи партнера. Таким образом, разборчивость становится обязательной. Она подталкивает женщин к поиску партнера, который обеспечит ее достаточным количеством ресурсов, заботы, хорошим генетическим набором для их детей – в общем, умного человека.
Остроумные люди чаще всего оказываются достаточно развитыми интеллектуально. В одном из многочисленных исследований издания The New Yorker студенты с лучшими результатами проверок умственных способностей были по совместительству авторами самых забавных заголовков. “Юмор сигнализирует о своего рода способности залезть в чей-либо ум и понять то, что кто-то еще сочтет забавным. Это требует социальной образованности, запала и уверенности”, – пишет психолог-эволюционист Дэвид Бусс.
И поскольку большинство людей не идет в бары с прикрепленными на груди разгаданными судоку, мы полагаемся на юмор как на залог образованности. В основном, женщины склонны использовать свой смех как наживку для потенциальных партнеров. В то время, как мужчины используют шутки для привлечения максимального количества женщин.
Я знаю, о чем думают сейчас мужчины: “Но ведь я, прежде всего, хочу женщин с хорошо развитым чувством юмора”. Однако, это мечта не для всех.
В течение многих десятилетий ответ озадачивал психологов, спрашивающих мужчин и женщин, какие качества те ищут в долгосрочных партнерах. Оба пола отвечали, что хотели кого-то “с хорошим чувством юмора”. Но только когда исследователи просили уточнить, что конкретно имелось ввиду, различие становилось явным. Женщины хотят мужчин, которые смогут их рассмешить. Мужчины хотят женщин, которые будут смеяться над их шутками.
В 2006 году психологи Эрик Бресслер и Сигал Бэлшин показали 210 изображений студентов колледжа одинаково привлекательных представителей противоположного пола. Под каждой фотографией они приклеили забавные или не очень фразы, якобы сказанные человеком на фото. Женщины отметили, что хотели бы встречаться с остроумным парнем, в отличии от его не забавного соперника, даже если весельчак вызывал меньше доверия. При выборе более привлекательной женщины вопрос остроумия мужчин совсем не волновал.
Женщины хотят мужчин, которые смогут их рассмешить. Мужчины хотят женщин, которые будут смеяться над их шутками.
В более позднем исследовании Бресслер и Бэлшин снова выяснили, что при воображаемом общении с противоположным полом женщины предпочитали мужчин, которые могли их рассмешить. Для мужчин более важным было, чтобы избраннице нравились его шутки.
Лиана Хоун, аспирант в университете штата Миссури, пришла к подобному заключению: “Мужчины предпочитают женщин, восприимчивых к их юмору, тогда как женщины предпочитают мужчин, которые “производят” юмор”. Лиана дала своим участникам воображаемый бюджет в 5 долларов, которые они могли “потратить” на желаемую черту в сексуальных партнерах – способность шутить или же смеяться над шутками. Чем больше они “потратят” на это, тем сильнее черта проявится у партнера. Она выяснила, что женщины потратили всего $1.91 на партнера, который будет смеяться над их шутками, тогда как мужчины потратили $3.03 за такую черту.
Многие мужчины могут не согласиться со словами: “Я хотел бы, чтобы моя подруга или жена могла меня рассмешить, – говорит профессор Грингросс после ознакомления с исследованием Лианы. – Но для мужчин это скорее роскошь, чем необходимость”.
Эти предпочтения свойственны не только студентам. Более ранние исследования объявлений о знакомствах в журналах и газетах обнаружили, что женщины намного чаще упоминали, что ищут кого-то “с чувством юмора”. Позже, когда исследователи просматривали профили на канадском сайте знакомств, они также заметили закономерность, при которой мужчины чаще старались “рекламировать” свое остроумие, в то время как женщины чаще упоминали о том, что предпочтут “весельчака”. В 2007-м в рамках исследования были опрошены 200 тысяч человек из разных стран. Их всех попросили составить рейтинг желаемых качеств партнера. “Чувство юмора” было первым у женщин и только третьим – у мужчин.
Мужчины прилагают больше усилий, чтобы прослыть “весельчаком”, а женщины стараются чаще и заразительней хохотать в мужской компании, чтобы показать, как они видят и ценят эти качества. Одно из таких исследований показало, что во время разговоров именно от частоты смеха женщины, а не мужчины, зависит вероятность будущих свиданий. Нейробиолог Роберт Провайн прослушал десятки разговоров в общественных местах и насчитал 1200 отдельных “юморных ситуаций”. Он заметил, что женщины смеялись намного чаще мужчин, особенно если находились рядом с шутниками.
Когда я узнала все это, то немедленно побежала узнать у своего парня, является ли для него важным наличие чувства юмора у сексуального партнера.
“Судя по моему выбору – нет”.
Это было одинаково смешно и обидно.
***
Однажды мы с парнем провели несколько месяцев в романтической безлюдной местности, пытаясь выяснить, нравимся ли мы друг другу. Мне не симпатизировало то, что пригласив меня в шикарный ресторан, он заказал там только шоколадное молоко. Ему не нравилось… в общем, я думала, что у него есть другая.
Но я ошибалась.
Во время одной из прогулок он воскликнул: “Я просто не понимаю тебя! Ты красивая, но ты… странная. Это же невозможно”.
Мужская и женская реакция на шутки отличалась так долго, что со временем она переросла в устоявшуюся и достаточно гнетущую социальную норму. Как мы знаем, нарушителей норм наказывают, и то же самое ожидает и остроумных женщин.
Мужчинам больше нравятся симпатичные несмешные барышни, в отличии от таких же симпатичных юмористок.
В опросе 1998 года принимали участие около сотни студентов. Им показывали фотографии противоположного пола и тексты предполагаемого интервью, которое проходили люди на снимках. Ответы были забавными и никакими, что помогало сложить впечатление о человеке. Если мужчина был остроумным в интервью, то это повышало женскую заинтересованность. В то же время, женщин-шутниц не выбирали, и даже наоборот – мужчины считали их менее очаровательными. Да-да, мужчинам больше нравятся симпатичные несмешные барышни, в отличии от таких же симпатичных юмористок.
Возможно, мужчины равнодушны к наличию чувства юмора у партнерши, потому что остроумные женщины не так глупы. Существуют доказательства, что мужчинам не нравятся дамы, которые умнее их самих. В ноябрьском номере бюллетеня по индивидуальной и социальной психологии были опубликованы результаты очередного исследования. Мужчину знакомили с женщиной, которая якобы победила его в тесте на проверку умственных способностей. Такую женщину потом чаще называли менее привлекательной, и в результате реже расценивали как кандидатуру для возможных отношений.
Такая предвзятость бросает барышень в холодный пот. Сама мысль о том, что женщины не должны шутить, дабы нечаянно не задеть гендерные стереотипы – феномен. Это как сказать, что “у вас всех плохо получается, поэтому у кого-то другого наверняка выйдет так же”. К счастью, многих женщин не заботит, когда им указывают на “ненужность” их шуток.
Исследование 2001 года проанализировало случайные разговоры среди молодых людей и выяснило, что мужчины чаще и удачнее шутят в смешанной компании, в то время как женщины делают то же только в окружении подруг. “Очевидно, женщины шутят при условии, что мужчин нет рядом”, – подытожили ученые.
***
Очевидно, женщины шутят при условии, что мужчин нет рядом.
Сара Бенинкаса по-настоящему остроумна. Она взошла на Олимп интернет-комедии в 2008 с серией пародий на кампанию видеоблогов политика Сары Пэйлин, копируя ее прическу, очки и манеру разговора. Недавно мисс Бенинкаса провела шоу о страхе открытого пространства и написала несколько книг, включая ноябрьское издание юмористической новеллы о поездке в Вашингтон.
Она настолько талантлива, что я немного нервничала, отправляя ей письмо с просьбой рассказать о своих отношениях. Добавила, что она может использовать “унизительно-бранные псевдонимы”, описывая бывших. Сара ответила обнадеживающим “ГААГАГАГАГ”. Это подтолкнуло меня к мысли, что я, наверное, тоже остроумна. Что в свою очередь, если верить научной литературе, заставило меня призадуматься о смерти в одиночестве.
Сара рассказала, как в молодые годы пыталась “смягчить” свою натуру, чтобы понравиться мужчинам. Она меньше шутила сама и больше смеялась над шутками партнеров. Друзья говорили, что она вела себя совсем иначе, когда была рядом с бойфрендами.
“Я пыталась играть роль женщины. Эта фальшивка всегда была хорошенькой, беззаботной и готовой к приключениям. В то время как у настоящей меня было, что сказать. Созданная версия меня не была смелой и откровенной. И она не была очень остроумной”, – рассказывает Сара.
Стратегия отношений изменилась после того, как Сара стала комиком. “Я должна была быть собой, иначе аудитория не поверит мне”. Ее карьера теперь является своеобразным фильтром для мужчин. Парни знают, что получают нахальную леди, и лучше бы им это нравилось. Теперешний бойфренд Сары тоже остроумен и обожает ее остроты.
Все равно угнетающим остается факт, что для женщин, которые не являются комедиантками, главной социальной валютой остается красота, или того хуже – “быть милой”. Кристофер Хитченс в своей позорной статье “Почему женщины несмешные”” в Vanity Fair, представляет юмор как обязательный инструмент, с помощью которого мужчины могут “развалить стены” женской обороны: “Если вы смогли ее рассмешить, то, по крайней мере, заставили ее немного расслабиться, изменить выражение лица”.
Женщины тоже могут смешить, просто не с той целью, которую описывал Хитченс. Завести нового друга или поддержать старого. Произвести хорошее впечатления на родителей парня или начальника, в конце концов. Если остроумие – орудие власти, женщины точно также заслуживают к нему доступа.
Признав, что эти предубеждения существуют – что мужской юмор поощрен за счет женского – что с этим делать?
Дэвид Бусс скептично относится к осознанному формированию желаний, и даже изменения в социальных нравах не очень-то заставят мужчин искать остроумных, а не просто симпатичных партнерш. Укоренившиеся убеждения уродливы и устарели – как расизм – но они существуют, даже если люди отрицают их. Желание мужчин быть королями комедии в отношениях, вообще даже не осуждается.
Лиана Хоун, из университета Миссури, более оптимистична. Если человечество решит, что пора освободить женский юмор, мужчины начнут приглашать на свидания остроумных женщин. А дамы, в свою очередь, могут прекратить встречаться с мужчинами, которые не смеются над их шутками. “Мы не обязаны принимать эту черту, только потому что она служила адаптивной цели, – утверждает Лора. – Я верю, что для остроумных, одиноких женщин не все еще потеряно”.